Форма Р19001 для упрощенной ликвидации малых предприятий пока не утверждена

Обновление от 2 октября 2023 года: Приказ ФНС об утверждении формы Р19001 29/09/2023 был наконец зарегистрирован и вступает в силу 10.10.2023. Узнать об этом подробнее и ознакомиться с формой Р19001 в действующей редакции можно в этой статье.


В нашем блоге уже было опубликовано несколько заметок об упрощенной «ликвидации» юридических лиц — субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства). Последний раз мы писали об этом 3-го июля в статье «Упрощенное исключение юридического лица из ЕГРЮЛ (упрощенная ликвидация) — последние новости».

Сразу же поправимся — юридически верный термин в данном случае не ликвидация, а прекращение деятельности. Именно так по закону именуется упрощенная процедура закрытия компании. При этом существующая уже давно достаточно сложная процедура добровольной ликвидации юридического лица никуда не исчезла — она продолжает применяться организациями, не относящимися к малому или среднему бизнесу.

ФНС России разработала форму заявления Р19001 для прекращения деятельности по упрощенному варианту. Сегодня 1 августа — прошел месяц с момента вступления в силу закона № 249-ФЗ, вводящего в действие  упрощенную «ликвидацию», однако, к сожалению,  форма Р19001 до сих пор официально не утверждена — приказ об этом пока остался на стадии проекта.

Несмотря на это подать заявление о прекращении деятельности ООО (или другого юридического лица) все же возможно — для этого имеется онлайн-сервис на сайте Федеральной налоговой службы, который работает с 1 июля. Однако это единственный способ. Никакие альтернативные варианты подачи заявления в регистрирующий орган без утвержденном формы не работают.

В частности, учредители (участники) ООО сейчас не имеют возможности оформить заявление через нотариуса или лично обратиться для его подачи в налоговую инспекцию. Это, конечно, не удобно — ведь для того, чтобы воспользоваться сервисом ФНС, у каждого заявителя (участника или учредителя) обязательно должна быть квалифицированная усиленная электронная подпись (УКЭП). Не секрет, что электронная подпись имеется далеко не у всех.

Если участник юридического лица также является его руководителем (директором, генеральным директором…), скорее всего, ЭЦП у него есть, т.к. без не затруднительно сдавать бухгалтерскую отчетность. Но ситуации, при которых электронная подпись требовалась бы участнику, не являющемуся руководителем компании, до вступления в силу закона № 249-ФЗ, были достаточно редкими. У многих участников ООО — физических лиц электронная подпись попросту отсутствует за ненадобностью.

Получается, учредители предприятий малого и среднего бизнеса, чтобы закрыть их в упрощенном порядке, должны вначале оформить УКЭП — и лишь тогда у них появится возможность представить электронное заявление в регистрирующий орган через вышеупомянутый онлайн-сервис. Иначе придется ждать, когда форма Р19001 приобретет официальный статус, и станут доступны другие способы заверения на ней подписей заявителей (например, у нотариуса).

Поделиться:

Добавить комментарий