Регистрация ООО в квартире учредителя (директора) — какова ситуация в 2023 году?

Возможно ли зарегистрировать ООО по адресу проживания учредителя, или обязателен «юридический адрес» — хотя бы формально арендуемый офис или нежилое помещение? Дискуссия на эту тему продолжается не меньше десяти последних лет. За это время несколько раз менялась и позиция Федеральной налоговой службы по этому вопросу.

На заре развития российского бизнеса, в легендарные 1990-е, когда регистрацией фирм (по крайней мере, в Санкт-Петербурге) занималась Регистрационная палата, а ФНС называлась по другому и не имела полномочий на регистрационные действия, создание юридических лиц по домашнему адресу было под строгим запретом. Затем, уже в 2000-х, через несколько лет после передачи функций регистрирующего органа Федеральной налоговой службе, запрет был снят (стоит заметить, что он всегда носил неофициальный характер и законодательно прописан не был).

Налоговая инспекция долгое время лояльно относилась к регистрации ООО и прочих организаций в квартирах и домах, принадлежащих учредителям или руководителям создаваемых компаний, что позволяло последним существенно экономить. Ведь они были избавлены от необходимости арендовать формальный «юридический адрес», по которому на самом деле организация никогда не будет находиться (ведь далеко не для каждого бизнеса требуется офис, в котором размещаются какие-то сотрудники).

Вместе с тем, последние несколько лет позиция налоговых органов по этому вопросу начала «плыть» в сторону ужесточения (при том, что официальных разъяснений как не было, так и нет). Исходя из наших наблюдений (на которые, конечно, нельзя опираться как на статистические данные), ее можно было охарактеризовать примерно так: допускается регистрация ООО в собственной жилой недвижимости или по адресу прописки учредителей/руководителя, если в заявлении на государственную регистрацию (по форме Р11001) заявлены коды ОКВЭД только для «легких» (назовем их так) видов деятельности. Например, для оказания услуг web-дизайна, программирования, бухгалтерского учета, юридических или каких-либо консультационных услуг, и т.п. То есть для такой деятельности, которую возможно осуществлять на дому.

В нашей практике был случай, когда по адресу места жительства директора попыталась зарегистрироваться строительная фирма. Мы давно знали этих клиентов, они на самом деле вели деятельность в области строительства, это не была какая-то «однодневка». Однако в регистрации было отказано под предлогом того (если перевести «канцелярский» язык отказа на общедоступный, а иногда это еще тот квест 😀), что нельзя осуществлять строительную деятельность в жилом помещении (квартире, где живут люди). Т.е. нельзя в квартире построить, например, коттеджный поселок — не поместится, да и соседям большое неудобство… 😎. Это не шутка, а реальный факт.

Как же обстоят дела сейчас, в 2023 году? Приведем свежий пример. Буквально вчера, 3 октября, по заказу клиента нами было зарегистрировано новое ООО, с юридическим адресом — квартирой, находящейся в собственности его единственного учредителя (он же — генеральный директор). Ниже размещена выдержка из Листа записи ЕГРЮЛ о регистрации этого общества с ограниченной ответственностью (персональные данные скрыты). Посмотрите на нее, а затем прочитайте наш комментарий.

Лист записи ЕГРЮЛ — верхняя часть страницы 1 с адресом места нахождения юридического лица:

Лист записи ЕГРЮЛ - страница 1

Лист записи ЕГРЮЛ — часть страницы 2, основной и дополнительные коды ОКВЭД:

Лист записи ЕГРЮЛ - коды ОКВЭД

Лист записи ЕГРЮЛ — часть последней страницы с указанием даты выдачи и налогового органа:

Лист записи ЕГРЮЛ - последняя страница

Что можно сказать после обозрения этого Листа записи? Видим, что ООО успешно зарегистрировано с адресом места нахождения (которые раньше было принято называть «юридическим адресом») в квартире единственного учредителя.

Здесь нужно отметить, что учредитель был единственным собственником жилого помещения — согласие других собственников на размещение в нем юридического лица не потребовалось.

Также видим, что согласно кодам ОКВЭД, общество с ограниченной ответственностью будет заниматься деятельностью в области сельского хозяйства, а именно растениеводством: выращиванием овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур… Более конкретно, со слов директора компании, это будет выращивание картофеля.

Понятно, что нельзя распахать в квартире большое поле и засеять его картошкой… Разумно предположить, что в отношении нашего ООО принимавший решение сотрудник регистрирующего органа рассуждал вполне логично: в квартире находится руководитель, хранит документацию, имеет возможность там получать адресованную ООО корреспонденцию, его там при необходимости могут найти проверяющие службы, а картофельные поля и производственные помещения находятся где-то в другом месте. Поэтому проблем с регистрацией ООО в данном случае не возникло.

Жаль, что аналогичные соображения не были взяты в расчет при регистрации строительной организации, о которой было написано выше.

Однозначных выводов из сказанного, наверное,  сделать нельзя. Наши личные впечатления (сотрудников юридической компании «Петролекс») — в последнее время регистрация юридических лиц с адресами в частных жилых домах и квартирах снова проходит легче. Хотя отказы возможны, и их, к сожалению, не спрогнозировать.

Клиентам, которые обращаются к нам по вопросам регистрации ООО мы советуем следующее:

  • Если у учредителей есть намерение создать ООО с адресом в жилом помещении, и имеются квалифицированные электронные подписи (их можно оформить во многих удостоверяющих центрах) — смело готовим документы с «домашним» юридическим адресом и подаем на регистрацию. Вероятность зарегистрировать ООО по такому адресу сейчас достаточно высокая.
  • Государственная пошлина при онлайн-подаче документов не уплачивается, поэтому в случае возможного отказа в регистрации теряется только время (3 — 5 рабочих дней).
  • Если будет получен отказ, изучаем его, убеждаемся, что причина связана именно с «ненадлежащим» адресом, а не с чем-то другим.
  • Если причина отказа в адресе, его следует заменить на другой (как вариант, арендовать офис в каком-либо бизнес-центре или нежилом помещении) и, после внесения соответствующих изменений в документы ООО, представить их на регистрацию повторно.
Поделиться:

Добавить комментарий