Нейросети-художники — уже как люди? У кого-то талант, у кого-то нет…

Не так давно, 22 марта сего года, Ваш покорный слуга взял на себя смелость высказаться о способностях к рисованию нейросети, разрабатываемой той же компанией, что и широко известная «говорилка» ChatGPT. Вот ссылка на статью об этом, где на примерах показано, что художник из этой сети пока довольно посредственный (не факт, что так будет всегда, прогресс в этой области, наверное, не остановить…).

Но ведь существуют и другие «рисовательные» нейросети с открытым доступом. Захотелось посмотреть, на что способны альтернативы, и я решил протестировать одну из них. Т.к. наш блог — не рекламная площадка нейросетей, писать название и давать ссылку на сегодняшнюю «подопытную» не стану. Те кто «в теме» наверняка узнают эту сеть по характерному, одной ей присущему стилю. Я не великий специалист в этой области, поэтому, по первому впечатлению, определил бы этот стиль как «мультяшко-реалистический», нечто средне между компьютерной анимацией и картинами в стиле классического реализма ряда известных художников.

Сразу скажу, что если работу сети, упомянутой в начале статьи, я бы оценил на «тройку с минусом», то, что я увидел сегодня — это твердая четверка. Хотя и не без погрешностей. Будете пользоваться этой сетью — старайтесь заказывать портреты людей крупным планом, «без рук». А если уж очень нужно, чтобы на изображении были руки, не удивляйтесь, если у прекрасной дамы или мужественного рыцаря окажется 7, 8, 9 пальцев — это уж насколько искусственному интеллекту хватит фантазии 🙃

Перейдем к делу. Мне действительно понравилось, как данная сеть справилась с несколькими заданиями на произвольные темы, и я решил дать ей более сложный тест: создать несколько иллюстраций к опере Римского-Корсакова «Садко». В этой опере есть две очень короткие арии: «Песня варяжского гостя» и «Песня индийского гостя». Посмотрим, как воспримет тест этих песен «компьютерный художник». Поймет ли он вообще о чем речь?

Начнем с Песни варяжского гостя, вот ее текст, всего  три четверостишия:

О скалы грозные дробятся с ревом волны
И, с белой пеною крутясь, бегут назад.
Но твёрдо серые утесы выносят волн напор
Над морем стоя.

 

От скал тех каменных у нас, варягов, кости,
От той волны морской в нас кровь-руда пошла.
А мысли тайны от туманов,
Мы в море родились умрём на море.

 

Мечи булатны, стрелы остры у варягов,
Наносят смерть они без промаха врагу,
Отважны люди стран полночных,
Велик их Один-бог, угрюмо море.

Не могу не отметить, что на мой взгляд самым гениальным исполнителем этого оперного произведения был великий русский артист Федор Иванович Шаляпин. До наших дней дошла его фотография в этом сценическом образе:

Федор Иванович Шаляпин в роли Варяжского гостя (опера "Садко")

А теперь посмотрим, что «думает» про варяжских гостей нейросеть. Я по очереди дал ей на обработку каждое их трех четверостиший (в переводе на английский язык, разумеется; с другими языками у нее не очень…). Вот что получилось:

О скалы грозные дробятся с ревом волны

«О скалы грозные дробятся с ревом волны
И, с белой пеною крутясь, бегут назад. …»

Скалы есть, шторм, волны с белой пеною — безусловно… Можно спорить о художественных качествах полотна, но идею — что должно быть на картине — сетка уловила правильно, и рисунок по данной теме вполне достойный… Мне так кажется ))

Следующее четверостишие:

Каменный викинг

«От скал тех каменных у нас, варягов, кости,
От той волны морской в нас кровь-руда пошла.
А мысли тайны от туманов,
Мы в море родились умрём на море.»

Здесь нейросеть, видимо, подошла к трактовке текста слишком буквально, изобразив памятник: каменный валун на линии морского прибоя, на который водружена отлитая из металла голова задумчивого викинга. Видимо, это памятник всем погибшим викингам.

Пожалуй, и здесь с пониманием того, что следует изобразить, нейросеть вполне справилась. И качество иллюстрации — на уровне (если не считать, что на шлеме нашего героя — не знаю, как правильно назвать этот головной убор —  только один рог). Но, не придираемся к мелочам — второй, может быть, отрубили в сражении ))

Третий куплет:

Суровый викинг на фоне моря

«Мечи булатны, стрелы остры у варягов,
Наносят смерть они без промаха врагу,
Отважны люди стран полночных,
Велик их Один-бог, угрюмо море.»

Здесь видим на фоне мрачного бурного моря сурового мужчину в древнем одеянии (воина, царя, сказочного героя?..). Я бы не рискнул однозначно назвать его викингом, хотя… почему нет.

С этим куплетом нейросеть справилась хуже всего. К самому рисунку претензий нет, но он все-таки не по теме. Я пытался добавлять к четверостишию довольно подробные комментарии и подсказки… Сеть оказалась пацифисткой и упрямо отказывалась рисовать воина с мечом — ни в полный рост, ни крупным планом.

Из нескольких вариантов пришлось отобрать это изображение, остальные оказались еще более далекими от заданной темы.

На этом заканчиваю тему Варяжского гостя, перебираемся в Индию. В «Песне Индийского гостя» куплетов всего два (третий повторяет первый), соответственно, и иллюстраций будет тоже две. Полный текст Песни:

Не счесть алмазов в каменных пещерах,
Не счесть жемчужин в море полудённом —
Далёкой Индии чудес.

 

Есть на тёплом море чудный камень яхонт,
На том камне Феникс — птица с ликом девы.
Райские всё песни сладко распевает,
Перья распускает, море закрывает.
Кто ту птицу слышит, всё позабывает.

 

Не счесть алмазов в каменных пещерах,
Не счесть жемчужин в море полудённом —
Далёкой Индии чудес.

Не счесть жемчужин в море полудённом - Далёкой Индии чудес

Посмотрите иллюстрацию к первому куплету из трех строк, изображенную нейросетью.

Нельзя уверенно сказать, что тут есть индийские мотивы, но — безусловно южное теплое море, берег с пышной зеленой растительностью. А на мелководье — гора (приличная такая горка )) жемчужин в обрамлении голубых драгоценных камней и то-ли округлых золотых слитков, то-ли каких-то изделий из золота… Не чем ни сказочная Индия («Садко» — это ведь сказка!).

В целом, это красивый рисунок в стиле фэнтези, вполне созвучный строке «Не счесть жемчужин в море полудённом».

С этой  частью задания нейросеть справилась.

Переходим к завершению теста:

Птица Феникс с ликом девы (Садко)

Вот так представил себе искусственный интеллект «Феникса — птицу с ликом девы».

Море — есть, фениксы вокруг есть (похожи на петухов, но кто-то вообще видел настоящего живого феникса?))) Красавица на камне посреди моря с головным убором — птичьим оперением, да, есть. Вероятно, по глубокому замыслу компьютерного гения, это — аллегорическая фигура, олицетворяющая всевозможных фениксов во всех их проявлениях… почему нет?

Индийская тематика?.. Восточная, в более широком смысле, я бы сказал, но тоже присутствует (хотя лицо у «феникса», пожалуй, более европейское…).

А в целом, данная нейросеть с серией заданий «нарисовать иллюстрацию к заданному тексту» справилась. И справилась хорошо, чего я, признаться, не ожидал.

Если на пока еще довольно примитивном уровне развития ИИ способен рисовать такие картины, что будет дальше? /Правильно считать пальцы на руках он скоро научится, в этом можно не сомневаться./

Так что разговоры о том, что какая-то часть художников-иллюстраторов лет через …дцать будут испытывать сложности с поиском заказов, я бы поостерегся называть пустой болтовней. Делайте выводы, уважаемые мастера изобразительного искусства! 🖌😲

Поделиться:

Добавить комментарий