Начало ликвидации юридического лица — с 01.09.2024 только с участием нотариуса

С 1 сентября 2024 года законом от 08.08.2024 № 287-ФЗ устанавливается новый порядок уведомления о начале ликвидации. Теперь это нельзя сделать без обращения к нотариусу.

В опубликованной вчера статье мы уже рассматривали только что принятый федеральный закон от 08.08.2024 № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в той его части, которая касается смены единоличного исполнительного органа ООО (директора, генерального директора…). Статьи 4 и 5 названного закона устанавливают, что при смене руководителя ООО заявителем может быть не вновь назначенный новый директор (как это принято сейчас), а нотариус, который также должен удостоверить решение участников об этом. Указанная новация направлена, в первую очередь, на борьбу с мошенническими действиями и рейдерскими захватами предприятий.

Однако с этой же даты — с 1 сентября 2024 года вступает в силу еще одно важное положение закона, затрагивающее процедуру добровольной ликвидации юридического лица. Подчеркнем, в данном случае речь идет не только об обществах с ограниченной ответственностью, а о юридических лицах вообще — любых организационно-правовых форм.

Приведем цитату из вышеупомянутого закона:

Статья 5
Внести в Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»… следующие изменения:
… …
3) в статье 9:
… …
4) пункт 3 статьи 20 изложить в следующей редакции:
«3. Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии (о назначении ликвидатора). Представление в регистрирующий орган указанного уведомления, в том числе представляемого одновременно с сообщением о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется нотариусом, засвидетельствовавшим подлинность подписи руководителя ликвидационной комиссии (ликвидатора) на указанном уведомлении.
Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса.».

Можно сравнить обновленный текст пункта 3 статьи 20 с его прежней редакцией:

3. Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Видно, что действующая до 01.09.2024 редакция никаких упоминаний о нотариальном свидетельствовании подписи ликвидатора либо руководителя ликвидационной комиссии не содержит. Впрочем, в отличие от процедуры замены руководителя ООО, в законе 287-ФЗ нет требования об обязательном удостоверении нотариусом решения учредителей (участников) юридического лица о ликвидации последнего. С практической точки зрения это означает, что протокол собрания учредителей (участников) о добровольной ликвидации организации может быть оформлен на бумажном носителе и подписан простыми (не заверенными нотариусом) подписями. То же касается и решения единственного учредителя (участника). Впрочем, регистрирующие органы некоторых регионов России и в настоящее время (т.е. до вступления в силу закона 287-ФЗ) требуют, чтобы протокол (решение) о ликвидации представлялись в форме нотариально удостоверенного документа… Посмотрим, как будет складываться практика после 1-го сентября.

Заявителем — лицом, подписавшим уведомление в регистрирующий орган по форме Р16016 о том, что учредители (участники) приняли решение ликвидировать юридическое лицо и сформировали ликвидационную комиссию (назначили ликвидатора), по прежнему будет являться председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор). Но все ране действовавшие способы подачи данного уведомления становятся недопустимыми, остается лишь один возможный вариант — обращение к нотариусу, который и направит уведомление Р15016 вместе с решением о ликвидации в регистрирующий орган в электронном виде, подписав их своей усиленной квалифицированной электронной подписью.

Очевидно, что в случае назначения ликвидатором действующего руководителя юридического лица (занимающего на момент принятия решения о ликвидации должность директора, генерального директора…), применяемый ранее способ подписания формы Р15016 с помощью имеющейся у руководителя собственной УКЭП и отправка им электронных документов по первому этапу ликвидации на госрегистрацию без участия нотариуса  больше работать не будет.

В дальнейшем же, после внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что находящуюся в процессе ликвидации компанию возглавил ликвидатор (председатель ликвидационной комиссии) «такой-то», он может обратиться в удостоверяющий центр ФНС (в Санкт-Петербурге такими полномочиями наделены МИФНС 7 и МИФНС 15), оформить новую электронную подпись руководителя юридического лица, и далее подавать в регистрирующий орган документы, связанные со следующими этапами ликвидации, подписывая их данной УКЭП и не привлекая нотариуса для этой цели. Впрочем, оформление УКЭП для ликвидатора — не обязательная процедура, при нежелании ее получать он вправе и дальше взаимодействовать с регистрирующим органом через нотариуса.

Поделиться:

Добавить комментарий