Юридическая компания "Петролекс"Телефоны - юридические и деловые услуги
  ОСНОВЫ БИЗНЕСА - КАК НАЧАТЬ СВОЕ ДЕЛО
 
основы бизнеса - содержание калькулятор налогов УСН статьи услуги для бизнеса услуги гражданам Петролекс

Основы бизнеса, налогообложения и учёта -
пособие для начинающих предпринимателей

© , 2009 - 2010
Впервые опубликовано 27.05.2010
Последняя редакция от 05.01.2013

Глава 2.5. Документы, оформляемые в связи с заключением и исполнением договора.

Вы заключили договор с контрагентом - поставки товара, перевозки, выполнения каких-либо работ... Достаточно ли этого, или все-таки нужно оформить еще какие-то дополнительные документы? Не всегда, но довольно часто оформление таких документов необходимо.

В предыдущей главе мы уже останавливались на документах, оформляемых в случае купли-продажи товара. Напомним - это накладная и счет-фактура. Накладная - это документ, подписываемый с обоих сторон, подтверждающий, что товары были действительно переданы продавцом покупателю. Счет-фактура - односторонний документ, выписываемый продавцом в случае, если продавец является плательщиком НДС и дающий право покупателю на налоговый вычет по данному налогу. Если продавец применяет специальный налоговый режим (например, упрощенную систему налогообложения - УСН, патентную систему налогообложения или систему уплаты единого налога на вмененный доход - ЕНВД), счета-фактуры он не выписывает. Более подробно о счетах-фактурах мы расскажем в главе 6 "Налогообложение и учет". Здесь же для простоты они более упоминаться не будут.

Вы можете спросить: "Обязательна ли выписка накладной при купле-продаже? Можно ли заменить ее каким-то другим документом или не выписывать вообще?" Как уже упоминалось, накладная служит доказательством исполнения договора. В отсутствии накладной недобросовестный покупатель мог бы после получения товара заявить, что на самом деле он ничего от продавца не получал, и потребовать возврата оплаты. К тому же накладная является первичным учетным документом, на основании которой бухгалтерия продавца отражает в учете факт выбытия товара, а бухгалтерия покупателя, соответственно, приходует товар. Однако заменить накладную другим документом возможно. Таким документом может служить акт приема-передачи. В отличие от накладной, акт может быть составлен в произвольной форме. В Акте необходимо указать реквизиты продавца и покупателя, позволяющие их однозначно идентифицировать, привести ссылку на договор купли-продажи (его номер и дату заключения, если он заключался в письменной форме), указать наименования, количество, цену и стоимость товаров. Акт, как и накладную, подписывают продавец и покупатель. Обычно акт приема-передачи, иногда также называемый торгово-закупочным актом, составляют вместо накладной в случае закупки товара организацией или индивидуальным предпринимателем у физического лица, не являющегося предпринимателем.

Еще одним документом, подтверждающим приобретение товара, является товарный чек, выдаваемый продавцом по требованию покупателя в случае покупки товара в розницу за наличный расчет или с оплатой банковской платежной картой (например, канцелярских товаров в магазине). В случае, если продавец применяет общую систему налогообложения, к товарному чеку должен быть приложен чек контрольно-кассовой машины. Если же продавец применяет ЕНВД (систему налогообложения единым налогом на вмененный доход) или патентную систему налогообложения, чек ККМ по закону он выдавать не обязан, в же товарном чеке такого продавца должны обязательно присутствовать следующие реквизиты: наименование документа ("товарный чек"); порядковый номер, дата выдачи; наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя); идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров; сумма оплаты в рублях; должность, фамилия и инициалы лица, товарный чек, и его личная подпись.

Кроме реализации товаров в бизнесе наиболее часто встречающимися хозяйственными операциями являются выполнение работ и оказания услуг. Результаты исполнения договоров подряда (о выполнении работ) и договоров возмездного оказания услуг, оформляются актами сдачи-приемки - аналогично накладным или торгово-закупочным актам, составляемым при купле-продаже. Акт сдачи-приемки также является двухсторонним документом и подтверждает факт выполнения работ (оказания услуг) исполнителем для заказчика. Акт сдачи-приемки составляется в произвольной форме, с указанием реквизитов сторон, ссылкой на договор, описанием выполненных работ (услуг) и указанием на то, что они выполнены (оказаны).

Образец акта сдачи-приемки смотрите ниже:

                                АКТ № ____
                        СДАЧИ-ПРИЕМКИ РАБОТ (УСЛУГ)
                к договору № ______ от "__"________ 200__ г.
 
 
   г. ______________                              "__"__________ 200__ г.
 
        Подрядчик ______________________ в лице _________________________
                     (наименование)                (должность, ф.и.о.)
 
   _____________________, действующего на основании ____________________,
 
   с одной стороны и Заказчик ________________ в лице ___________________
                               (наименование)         (должность, ф.и.о.)
 
   _________________________, действующего на основании ________________,
   с другой стороны составили настоящий Акт о том, что выполненные работы
   (оказанные услуги): __________________________________________________
   ______________________________________________________________________
   ______________________________________________________________________
   ______________________________________________________________________
   ______________________________________________________________________
   удовлетворяют/не удовлетворяют условиям договора на выполнение работ и
   услуг №  ____ от "__"_________ 200__ г.  и  заданию  №  ______  от
   "__"_______ 200__ г.
 
        Замечания Заказчика:
   ______________________________________________________________________
   ______________________________________________________________________
   ______________________________________________________________________
   ______________________________________________________________________
        (Вариант: Заказчик  вправе  после  подписания   настоящего   Акта
   предъявлять требования об устранении недостатков).
        Договорная цена выполненных работ (оказанных услуг) составляет:
   ______________________________________________________________________
   ______________________________________________________________________
   ______________________________________________________________________
   ______________________________________________________________________
 
        Настоящий Акт составлен в 2 (двух) экземплярах,  один из  которых
   находится у Подрядчика, второй - у Заказчика.
 
        Подрядчик: ______________________________________________________
   ______________________________________________________________________
   ______________________________________________________________________
 
        Заказчик: _______________________________________________________
   ______________________________________________________________________
   ______________________________________________________________________
 
        Работу сдал                                Работу принял
        От Подрядчика                              От Заказчика
        ______________________                     ______________________
             (Подпись)                                    (Подпись)
 
               М.П.                                        М.П.

А как следует поступить, если исполнитель (подрядчик) сдает работу, а заказчик видит, что она выполнена некачественно или с недоделками? Подписывать акт сдачи-приемки в этом случае, конечно, не следует. Необходимо направить исполнителю (вручить лично или выслать по почте) письменную претензию или мотивированный отказ от приемки работ с описанием выявленных Вами недостатков и требованием их устранить, а также другими требованиями, предусмотренными договором (например, об уплате штрафных санкций, выплате компенсации и т.п.).

Далее, возможны два сценария:
1) Исполнитель выполняет требования, перечисленные в претензии, после чего стороны подписывают акт сдачи-приемки.
2) Исполнитель игнорирует требования заказчика либо снова выполняет работу с недостатками. В этом случае необходимо разумно оценить ситуацию и решить, что целесообразнее - продолжать переговоры с исполнителем или обращаться в суд. Впрочем, если Вы не юрист, самостоятельно обращаться в суд не советуем - обратитесь к профессионалу, который сможет оценить перспективы рассмотрения дела в суде и Ваши шансы на победу. В данном пособии вопросы, связанные с решением хозяйственных споров в суде мы рассматривать не будем ввиду обширности темы, отметим только, что в случае решения суда в Вашу пользу ответчик обязан будет помимо выплаты основной суммы иска возместить Вам и судебные издержки (в т.ч. расходы на уплату государственной пошлины и оплату услуг адвоката).

Акты сдачи-приемки и накладные без преувеличения можно назвать документами, составляющими основную "массу" первичной учетной документации любого предприятия - Вы сами убедитесь в этом в процессе ведения бизнеса. Именно на их основании бухгалтеры ведут учет результатов исполнения договоров, движения товара и других материальных ценностей. Поэтому следует обязательно наладить должное хранение актов и накладных и своевременный учет отраженных в них хозяйственных операций. Подробнее об основах учета мы будем говорить в дальнейшем, в этой главе.

Выше на этой странице и в предыдущей главе мы рассмотрели только 3 вида документов: накладные, акты и товарные чеки. Разумеется, документация, оформляемая в связи с договорными отношениями значительно более разнообразна и зависит от специфики договора. Однако, даже столкнувшись с незнакомым для Вас видов договоров, Вы не ошибетесь в выборе сопроводительных документов, если будете руководствоваться следующим простым правилом:
1. Вначале ищите подходящий вид документа в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Постановлениями Госкомстата. В упомянутых альбомах собраны формы всех документов, обязательных к применению в России при ведении хозяйственной деятельности.
2. Если альбомах унифицированных форм не нашлось необходимого документа, составляйте документ произвольной формы, по смыслу подходящий к договору и Вашей хозяйственной ситуации.

* * * * *

содержание -- предыдущая страница -- следующая страница

Наша компания готова оказать Вам профессиональную помощь в открытии своего дела! Об услугах, которые помогут начать собственный бизнес, зарегистрировать ИП или создать ООО, читайте в этом разделе.

Уважаемые читатели!
Приведенная в пособии информация актуальна на 2013 год. Просим иметь ввиду, что с 1 января 2014 года ряд положений законодательства изменился - например, порядок расчета страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд индивидуальными предпринимателями. К сожалению, ввиду сильной занятости, у автора в настоящее время нет возможности отредактировать пособие в соответствии с изменившимся законодательством. Возможно, это будет сделано позже. Однако даже в опубликованной редакции пособие будет полезно для многих, т.к. знакомит с реалиями, с которыми непременно придется столкнуться человеку, делающему первые шаги в бизнесе.

Все права защищены. О возможности цитирования текста пособия читайте на этой странице. Распространение пособия или его отдельных частей иным способом без письменного разрешения автора является нарушением авторских прав и влечет уголовную ответственность. По вопросам сотрудничества с автором можно связаться через администрацию сайта (контакты - здесь).

Юридические услуги - регистрация ООО, ИП, фирм, предприятий в Санкт-Петербурге

Трудовая миграция, патенты, разрешения на работу, регистрация иностранцев, приглашения и визы в Россию

Бюро переводов - переводы документов с/на иностранные языки. Апостиль.

 
 
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту страницу:

ГлавнаяРегистрация фирм и ИПМиграция, визыБухгалтерияУслуги гражданамБюро переводовПечатиЭлектроизмеренияКонтакты

© "Петролекс" 1996 - 2017   Рейтинг@Mail.ru