Юридическая компания "Петролекс"Телефоны - юридические и деловые услуги
  ОСНОВЫ БИЗНЕСА - КАК НАЧАТЬ СВОЕ ДЕЛО
 
основы бизнеса - содержание калькулятор налогов УСН статьи услуги для бизнеса услуги гражданам Петролекс

Основы бизнеса, налогообложения и учёта -
пособие для начинающих предпринимателей

© , 2009 - 2010
Впервые опубликовано 27.05.2010
Последняя редакция от 05.01.2013

Глава 5.3. Порядок совершения кассовых операций.

Порядок ведения кассовых операций в России устанавливается Центральным банком РФ. На момент публикации данного пособия наиболее важными нормативными актами ЦБ РФ, регулирующими указанную сферу, являются:
1. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (Письмо ЦБ РФ от 04.10.1993 No 18 (редакция от 26.02.1996) "Об утверждении "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации").
2. Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации (утверждено ЦБ РФ 24.04.2008 No 318-П, зарегистрировано в Минюсте РФ 26.05.2008 No 11751).
3. Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 No 1843-У (редакция от 28.04.2008, зарегистрировано в Минюсте РФ 05.07.2007 No 9757) "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя".

Законодательным актом, непосредственно касающимся сферы налично-денежного обращения, также является Федеральный закон от 22.05.2003 No 54-ФЗ (с последующими изменениями) "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

Отметим самые важные моменты, которые необходимо знать начинающему предпринимателю.

Любое движение наличных денег, вне зависимости от суммы, должно быть оформлено документом. Рассмотрим наиболее типичные случаи:

Получение оплаты от контрагента (покупателя, заказчика) за товары, работы услуги сопровождается:
- выпиской приходного кассового ордера ("основная" часть ордера остается у предприятия, квитанция к ордеру выдается контрагенту) и выдачей чека контрольно-кассовой машины, если контрагент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель;
- выдачей чека контрольно-кассовой машины, если контрагент - физическое лицо (обычный гражданин, не являющийся предпринимателем).

При этом юридические лица или ИП, получающие наличную выручку, имеют право не использовать контрольно-кассовые машины (не выдавать чек) в случае, если они
    а) являются плательщиками ЕНВД (единого налога на вмененный доход), за исключением случаев, когда использование ККМ обязательно по закону (например, при торговле алкогольной продукцией), при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:
наименование документа;
порядковый номер документа, дату его выдачи;
наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

    б) в случае оказания услуг населению при условии выдачи вместо чека ККМ соответствующих бланков строгой отчетности.

Впрочем, закон не запрещает в двух вышеуказанных случаях применять ККМ в добровольном порядке, если это удобнее, чем выдача БСО или товарных чеков. К тому же применение ККМ существенно упрощает учет выручки и движения товаров, а также снижает возможность злоупотреблений со стороны рядового персонала (продавцов и др.).

При внесении наличных денег в кассу не в связи с получением выручки, а по другим основаниям (например, при получении займа или при возврате подотчетных сумм, ранее выданных работнику), "пробивать" чек контрольно-кассовой машины не нужно. Такие приходные операции всегда сопровождаются выпиской приходного кассового ордера, вне зависимости от того, кто вносит деньги - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или обычный гражданин.

Напоминаем, расчеты наличными деньгами между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями не могут превышать сумму 100 тысяч рублей по одному договору (согласно Указанию ЦБ РФ от 20.06.2007 No 1843-У), а на расчеты, в которых хотя бы одной из сторон (плательщиком или получателем денег) выступает физическое лицо, это ограничение не распространяется. Если сумма договора между организациями (ООО, ЗАО или др.) и (или) ИП превышает 100 тысяч рублей, допустимо часть суммы в пределах 100.000 руб. уплатить наличными, а остальную часть перечислить по безналичному расчету.

Выше мы уже писали о подотчетных суммах. Наличные работнику предприятия "под отчет" могут быть выданы для оплаты каких-либо расходов сторонним организациям, ИП, а также "обычным" физическим лицам (выдавая наличные "под отчет", следует помнить, расходы из кассы предприятия могут производиться только в определенных целях - см. информацию на этой странице). Работников, получающих деньги "под отчет", по бухгалтерской терминологии принято называть "подотчетными лицами". Выдача денег "под отчет" оформляется расходным кассовым ордером.

Подотчетное лицо после совершения вышеуказанных расходов обязано отчитаться о них - представить в бухгалтерию авансовый отчет (бланк смотрите здесь) с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы (товарных и кассовых чеков, квитанций к ПКО и др.). Если выданная под отчет сумма была израсходована не полностью, остаток наличных денег подотчетное лицо должно сдать обратно в кассу. Сдача остатка в кассу оформляется выпиской приходного кассового ордера.

Очень часто неопытные бухгалтеры совершают следующую ошибку - оформляют авансовым отчетом расходы, произведенные работником предприятия, в том случае, если до совершения этих расходов деньги на них из кассы не выдавались (простой пример: директор по дороге на работу заехал в магазин, купил за свой счет канцтовары, через неделю вспомнил об этом, отдал бухгалтеру товарный чек и предложил выплатить ему стоимость купленных товаров как подотчетному лицу). Это неправильно. Дело в том, что с юридической точки зрения в данном случае работник оплачивает расходы не за счет предприятия, а именно за счет собственных средств, и, таким образом, формально покупает товары не для предприятия, а для себя лично. Намерение работника в будущем передать товары предприятию при этом не имеет значения - ведь в результате сделки купли-продажи между ним и магазином собственником товаров становится работник, а не предприятие. Если же потом он передаст товары предприятию, а оно их оплатит работнику (выдаст деньги из кассы на сумму их стоимости), это будет уже новая сделка - сделка между работником и предприятием, в котором он работает. Такую сделку можно оформить договором купли-продажи и актом приема-передачи товаров (товарный чек магазина в этой ситуации вообще не понадобится), но никак не авансовым отчетом.

Наличные денежные средства могут выдаваться из кассы не только "под отчет". Самый распространенный случай выдачи - это выплата из кассы заработной платы. Начисление и выплата заработной платы может оформляться тремя различными документами - расчетно-платежной ведомостью (форма Т-49, образец и инструкцию по заполнению см. здесь), расчетной ведомостью (форма Т-51) и платежной ведомостью (форма Т-53). Мы рекомендуем использовать только один из них - расчетно-платежную ведомость, т.к. она является универсальной, и в случае ее составления не требуется составлять другие ведомости.

Общая сумма, необходимая для выплаты заработной платы по расчетно-платежной ведомости, выдается из кассы по расходному кассовому ордеру кассиру или другому сотруднику, в обязанности которого входит выдача денег работникам. Каждый работник, получая заработную плату, расписываются за выданную ему сумму в расчетно-платежной ведомости. Оставшаяся сумма невыплаченной заработной платы (например, в связи с неявкой отдельных работников по причине болезни) сдается обратно в кассу ("на депонент") по приходному кассовому ордеру. Расходный кассовый ордер на сумму, выданную на выплату заработной платы, и приходный кассовый ордер, выписанный на депонированную сумму, подшиваются к кассовому отчету за данный день (о кассовых отчетах читайте ниже). Сами расчетно-платежные ведомости можно хранить отдельно, а можно также прикладывать к кассовым отчетам.

Записи об остатке наличных денег в кассе на начало дня, выписанных в течение дня приходных и расходных кассовых ордерах и об остатке на конец дня ежедневно (в те дни, когда имело место движение средств по кассе) вносятся к кассовую книгу. Книга должна быть сброшюрована и прошита, сшивка скреплена печатью и подписью руководителя и, при наличии, главного бухгалтера организации (либо индивидуального предпринимателя), а листы ее пронумерованы. Если кассовая книга ведется в электронном виде, допускается ее распечатка и прошивка раз в год, по окончании истекшего года.

Каждый лист кассовой книги состоит из двух "половинок" - основной части, через которую производится сшивка и отрезной части. К отрезной части подшиваются приходные и расходные кассовые ордера, выписанные в связи с совершением операций по кассе за текущий день. Отрезная часть листа кассовой книги с приложенными документами называется кассовым отчетом. Кассовые отчеты, как и кассовая книга, хранятся в делах предприятия наряду с другой документацией.

* * * * *

содержание -- предыдущая страница -- следующая страница

Наша компания готова оказать Вам профессиональную помощь в открытии своего дела! Об услугах, которые помогут начать собственный бизнес, зарегистрировать ИП или создать ООО, читайте в этом разделе.

Уважаемые читатели!
Приведенная в пособии информация актуальна на 2013 год. Просим иметь ввиду, что с 1 января 2014 года ряд положений законодательства изменился - например, порядок расчета страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд индивидуальными предпринимателями. К сожалению, ввиду сильной занятости, у автора в настоящее время нет возможности отредактировать пособие в соответствии с изменившимся законодательством. Возможно, это будет сделано позже. Однако даже в опубликованной редакции пособие будет полезно для многих, т.к. знакомит с реалиями, с которыми непременно придется столкнуться человеку, делающему первые шаги в бизнесе.

Все права защищены. О возможности цитирования текста пособия читайте на этой странице. Распространение пособия или его отдельных частей иным способом без письменного разрешения автора является нарушением авторских прав и влечет уголовную ответственность. По вопросам сотрудничества с автором можно связаться через администрацию сайта (контакты - здесь).

Юридические услуги - регистрация ООО, ИП, фирм, предприятий в Санкт-Петербурге

Трудовая миграция, патенты, разрешения на работу, регистрация иностранцев, приглашения и визы в Россию

Бюро переводов - переводы документов с/на иностранные языки. Апостиль.

 
 
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту страницу:

ГлавнаяРегистрация фирм и ИПМиграция, визыБухгалтерияУслуги гражданамБюро переводовПечатиЭлектроизмеренияКонтакты

© "Петролекс" 1996 - 2017   Рейтинг@Mail.ru