Юридическая компания "Петролекс"Телефоны - юридические и деловые услуги
  ОСНОВЫ БИЗНЕСА - КАК НАЧАТЬ СВОЕ ДЕЛО
 
основы бизнеса - содержание калькулятор налогов УСН статьи услуги для бизнеса услуги гражданам Петролекс

Основы бизнеса, налогообложения и учёта -
пособие для начинающих предпринимателей

© , 2009 - 2010
Впервые опубликовано 27.05.2010
Последняя редакция от 05.01.2013

Глава 2.3. Порядок заключения договоров в письменной форме.

Предположим, Вы нашли покупателя своей продукции или заказчика услуг. Или наоборот, хотите закупить материалы для своего производства или воспользоваться чьими-то услугами. Все "технические" вопросы с контрагентом согласованы, осталось лишь юридически закрепить сделку - то есть заключить соответствующий договор.

Но как это правильно сделать? Для начинающего предпринимателя, ранее не имевшего опыта договорной работы, это отнюдь не праздный вопрос - хочется сразу все сделать правильно и не показаться "чайником" в глазах более опытного партнера по бизнесу.

Постараемся осветить основные моменты данного процесса. Прежде всего отметим, что законодательством порядок заключения договоров не регламентирован, поэтому сторонам договора следует руководствоваться лишь обычаями делового оборота. Исходя из принципов общепринятой в России деловой этики, можно рекомендовать следующий порядок действий:

Если Вы - продавец товара (исполнитель работ или услуг):

Заключение договора предполагает, что его подписывают две стороны - Вы и клиент. Конечно, Вы можете приехать для подписания договора к клиенту в офис, пригласить его к себе или встретиться с ним на "нейтральной" территории, однако на практике так происходит редко, т.к. личные встречи требуют немало времени, а предприниматели - люди занятые. Поэтому как правило стороны подписывают договор не одномоментно (находясь рядом друг с другом), а в разное время и в разных местах, что вполне допустимо. Договор составляется и подписывается в двух экземплярах - по одному для каждой из сторон.

Обычно сторона, реализующая товары, выполняющая работы или оказывающая услуги предлагает покупателю (заказчику) свой вариант договора (предложение клиенту самому составить договор на ваши услуги будет, скорее всего, расценено как нонсенс). Чаще всего договор передается сразу в бумажном виде. В этом случае распечатайте договор в двух экземплярах, подпишите и поставьте печать, и передайте клиенту уже подписанным с Вашей стороны. Передача текста договора без Вашей подписи (с расчетом на то, что договор вначале подпишет клиент, а Вы поставите подпись позднее) считается не вполне этичной.

Также допустимо предварительное согласование текста договора с использованием средств связи. Если клиент выразил желание предварительно ознакомиться с договором, предложите ему отправку договора по факсу или по электронной почте. Договор по факсу следует посылать также подписанным и заверенным печатью с Вашей стороны. По электронной почте можно послать только текст договора без подписи, либо договор с подписью и печатью в отсканированном виде.

Имейте ввиду, что договор, отправленный по e-mail или по факсу не имеет юридической силы! Поэтому, даже если клиент подпишет полученный от Вас факс и вышлет Вам в таком виде обратно, также по факсу (или, аналогично, по e-mail), обязательно впоследствии обменяйтесь с ним бумажными экземплярами договора, с "живыми" подписями и печатями (если Вы с клиентом находитесь в разных городах, обмен можно выполнить с помощью обычной почты). Отнеситесь к необходимости получения бумажного экземпляра договора со всей серьезностью, т.к. в случае разногласий с клиентом Вы не сможете ссылаться в суде на факсимильную копию или скан договора как на юридически обязывающий документ.

Как уже отмечалось, скорее всего Вы и клиент будете подписывать договор в разное время и в разных местах. Передача и получение договора после подписания в таком случае поручается курьеру, в роли которого может выступить любое лицо. Однако возникает вопрос: кто (чей курьер) к кому должен ехать с точки зрения бизнес-этикета - Ваш к клиенту или клиента к Вам? Данный вопрос обычно решается так: если клиент первый обратился к Вам для приобретения товаров (заказа услуг), он и направляет к Вам своего представителя. Если же предложение поставить товар (оказать услуги) изначально исходило от Вас, более правильно направить к клиенту с договором собственного курьера. Разумеется, Вы можете не посылать к клиенту курьера, а приехать лично.

Если Вы - покупатель товара (заказчик работ или услуг):

В этом случае все происходит аналогично вышеописанному порядку, с той разницей, что не Вы направляете контрагенту договор для ознакомления и последующего подписания, а контрагент Вам.

На что следует обратить внимание при заключении договора? Прежде всего, на полномочия лица, которое его подписывает от имени контрагента. В большинстве случаев, если Вы заключаете договор с юридическим лицом, в качестве "подписанта" выступает его руководитель (генеральный директор, директор, президент...), имеющий право по Уставу подписывать договоры и другие документы без доверенности. Однако так бывает не всегда. Как отмечалось в главе 2.1, иногда договоры подписывают другие сотрудники - например, коммерческий директор, исполнительный директор, главный инженер, менеджер и т.д. Имеют ли они на это право? Имеют в том случае, если руководитель предприятия выдал им соответствующую доверенность. Поэтому, если Вы столкнулись с подобной ситуацией, обязательно просите приложить к договору копию доверенности, выданную лицу, подписывающему договор. Учтите, что если договор будет подписан неуполномоченным лицом, он может быть признан судом ничтожным (не имеющим силы).

Если Вашим контрагентом выступает индивидуальный предприниматель, он также подписывает договор со своей стороны либо лично, либо может поручить это доверенному лицу.

Если договор был составлен не Вами, а контрагентом, имеет смысл проверить идентичность переданных Вам для подписания экземпляров договора.

Возможно, Вас также интересует, обязательно ли ставить на договоре печать? Может быть достаточно только подписей сторон? Сразу скажем, что в спорной ситуации суд вероятнее всего признает договор заключенным и при отсутствии печати, если будет достоверно установлено, что он подписан полномочными представителями сторон. Однако в ряде случаев это может быть и не так. Кроме того, обязанность юридического лица иметь печать установлена специальными законами. Так, согласно п.7 ст.2 закона "Об акционерных обществах" "общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения". Аналогичная норма содержится в законе "Об обществах с ограниченной ответственностью". Поэтому, если стороной договора выступает юридическое лицо, печать ставить все-таки следует - это соответствует общепринятой практике, в то время как договор, на котором отсутствует печать, воспринимается в бизнес-сообществе как незаключенный (хотя это и юридически неверно).

Что касается индивидуальных предпринимателей, то закон не обязывает их иметь печать. Поэтому, если стороной договора выступает ИП, ему достаточно просто подписать договор, не скрепляя его печатью. Но опять-таки, согласно обычаям делового оборота, в России принято ставить на договорах печать в дополнение к подписи, поэтому наша рекомендация для ИП - изготовить печать и придерживаться общей практики.

В заключении хотим обратить Ваше внимание на следующий важный момент - заключение договоров возможно и без составления письменного, подписываемого сторонами документа! Об этом мы расскажем в следующей главе.

* * * * *

содержание -- предыдущая страница -- следующая страница

Наша компания готова оказать Вам профессиональную помощь в открытии своего дела! Об услугах, которые помогут начать собственный бизнес, зарегистрировать ИП или создать ООО, читайте в этом разделе.

Уважаемые читатели!
Приведенная в пособии информация актуальна на 2013 год. Просим иметь ввиду, что с 1 января 2014 года ряд положений законодательства изменился - например, порядок расчета страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд индивидуальными предпринимателями. К сожалению, ввиду сильной занятости, у автора в настоящее время нет возможности отредактировать пособие в соответствии с изменившимся законодательством. Возможно, это будет сделано позже. Однако даже в опубликованной редакции пособие будет полезно для многих, т.к. знакомит с реалиями, с которыми непременно придется столкнуться человеку, делающему первые шаги в бизнесе.

Все права защищены. О возможности цитирования текста пособия читайте на этой странице. Распространение пособия или его отдельных частей иным способом без письменного разрешения автора является нарушением авторских прав и влечет уголовную ответственность. По вопросам сотрудничества с автором можно связаться через администрацию сайта (контакты - здесь).

Юридические услуги - регистрация ООО, ИП, фирм, предприятий в Санкт-Петербурге

Трудовая миграция, патенты, разрешения на работу, регистрация иностранцев, приглашения и визы в Россию

Бюро переводов - переводы документов с/на иностранные языки. Апостиль.

 
 
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту страницу:

ГлавнаяРегистрация фирм и ИПМиграция, визыБухгалтерияУслуги гражданамБюро переводовПечатиЭлектроизмеренияКонтакты

© "Петролекс" 1996 - 2017   Рейтинг@Mail.ru