VR-очки — не подходят для просмотра стереофотографий, не рекомендую!

В прошлых публикациях с архивами 3D-фото с достопримечательностями Санкт-Петербурга и его пригородов я всегда давал ссылку на статью «Как смотреть стереофотографии в файлах MPO» и также упоминал, что для наблюдения стереоэффекта, возможно, подойдут VR-очки или VR-шлем. Насчет шлемов, подключаемых к компьютеру, ничего сказать не могу (в обзорах читал, что последние модели обладают весьма высоким разрешением и дают качественную «картинку»), а вот VR-очки… Недавно я стал обладателем этого «замечательного» устройства и, после нескольких экспериментов, отовсюду убрал рекомендацию к их использованию. Для тех, кто не любит долгое чтение сразу спойлер)) — как гаджет для просмотра фотографий в 3D они не годятся, не покупайте! Для тех, кто хочет разобраться, в чем причина, текст ниже.


Начну с того, что же представляют собой VR-очки. Это ни что иное как старый добрый стереоскоп, известный человечеству, наверное, уже лет 150. А стереоскоп, как известно, это коробка с двумя окулярами для глаз и местом для размещения носителя стереопары. Носители в разные периоды развития стереофотографии были разными, вначале ими были бумажные изображения, затем фотопластинки и фотопленка. Если Вы не слишком молоды, то наверняка видели стереоскопы для слайдов на пленке, выпускавшиеся в СССР. И вот, в наши дни придумали VR-очки — по сути тот же стереоскоп, в который в качестве носителя изображения вставляется не картонная рамка со слайдами, а смартфон, который сегодня есть почти у каждого. Наличие в VR-очках ремней для крепления на голову, наушников в некоторых моделях, регулировки фокуса, расстояния между линзами и других «наворотов» существа дела не меняет — из-за «лишних» деталей и другого названия они не перестают быть стереоскопом.

Казалось бы, отличная идея: на смартфоне можно смотреть не только фото, но также фильмы и видеоролики в 3D, панорамное видео, играть в игры с погружением в виртуальную реальность… Дьявол, как всегда в деталях.

На фото ниже вы можете увидеть приобретенные мной очки. Они средней ценовой категории, но с наушниками и джойстиком:

VR-очки и джойстик

К делу это не совсем относится, но не могу не отметить, что определенные трудности возникли еще на стадии выбора — какие конкретно очки купить? Большинство имеющихся в продаже было рассчитано на смартфоны с диагональю экрана до 6 дюймов. Мой смартфон — далеко не новый, ему около 3-х лет — имеет диагональ 6,58″. К слову, я не отношусь к числу приверженцев так называемых «лопат», а мой аппарат — самый настоящая «лопата». До него пользовался телефоном примерно с 5-дюймовым экраном, и этот размер меня вполне устраивал (удобно положить в карман, не очень тяжелый, и т.п.). Однако в свое время, когда подбирал новую модель с нужными мне характеристиками, девайсов меньшего размера попросту не было, их перестали выпускать! Об этом не могли не знать производители VR-очков. Что же получается, сейчас (прошло 3 года!) продолжается вялотекущая распродажа очков, произведенных несколько лет назад, когда смартфоны с большой диагональю еще на были распространены?.. Вопрос, как говорится, риторический, ответа на него у меня нет. А очки, которые были куплены, позволяют использовать смартфоны до 7″.

Первым разочарованием оказался джойстик. По идее он должен управлять приложениями, заменяя нажатие пальцем на экран, которое недоступно во время нахождения  телефона внутри VR-гарнитуры. Он работает, связывается со смартфоном по блютузу, но — живет своей жизнью. Если не вставлять телефон в очки, видно, что при нажатии на кнопки джойстика ЧТО-ТО происходит )) — иногда выделяются пункты меню в открытых приложениях, иногда они на нажимаются, иногда нет… Возможно, он рассчитан на работу с Андроидом более младших версий (у меня Андроид 13). Использовать сей прибор должным образом мне не удалось. Максимум, что получилось сделать полезного, это увеличивать/уменьшать размер фотографий в одном из приложений (которое, впрочем, само по себе не годилось для 3D-контента).

Итак, от использования джойстика я был вынужден отказаться. В VR-играх и при просмотре панорамного видео это не проблема — благодаря наличию гироскопа в телефоне там можно управлять соответствующим приложением поворотом головы (на самом деле не самый удобный вариант — чтобы все время не крутить головой, джойстик как раз и предназначен, но увы…). Однако, в играть в игрушки в планы не входило — очки были нужны, чтобы через них смотреть 3D-фото. Поэтому, чтобы что-то переключить в приложениях, о которых напишу ниже, выбрать нужный файл, произвести еще какие-то манипуляции, приходилось каждый раз доставать смартфон из очков, выполнять нужные действия руками, затем снова устанавливать его в очки. В общем, изрядный геморрой ((, по другому не скажешь. Так называемая «кнопка для всего» для тапанья по экрану (расположена в нижней части очков, на фото ее не видно), в этом плане мне тоже ничем не помогла.

О недостатках VR-очков рассказал. Но как же все-таки через них смотреть 3D-фото? Если вы читали предыдущие статьи, то знаете, что стереофотографии у меня в  формате MPO. Я был почти уверен, что найду приложение для системы «Андроид» для работы с данным форматом, установлю его на телефон, и дело в шляпе. И такое приложение действительно отыскалось — «MPO 3D image viewer». Правда, оно отсутствовало в Google Play, но в виде установочного файла APK его можно было скачать на нескольких сторонних ресурсах. Проверка на вирусы показала, что файл безопасен, и последняя из доступных версий этого приложения (1.91, 2020 год) была установлена. Понадобилось также установить фирменное приложение от Google для VR-очков — «Cardboard» (MPO 3D image viewer работает с ним в паре).

На сайте, откуда я скачал APK вышеупомянутого вьюера, имелся скриншот — демонстрация того, в каком  виде будут представлены левое и правое изображение стереопары после открытия MPO-файла:

MPO 3D image viewer - так должно быть

А вот что я увидел на самом деле, после открытия одной из фотографий, снятых в оранжерее Ботанического сада:

MPO 3D image viewer - скриншот в Android 13

Видно, что изображения меньшего размера, чем на демо, они несимметричны, находятся на большом расстоянии друг от друга, левое смещено к центру, а правое — к границе экрана. Как говорится, «ожидание — реальность» )). Но это полбеды. При просмотре через VR-очки, несмотря на возможность изменять расстояние между линзами, свести стереопару в единый зрительный образ мне не удалось — левая и правая картинки были слишком на большом удалении друг от друга.

На моем телефоне установлена OC Android 13, разрешение экрана 1080×2408, соотношение сторон 20:9. По всей видимости, приложение MPO 3D image viewer было рассчитано на другие параметры (может быть, на младшие версии Андроида или на меньшие размеры экранов), и в моем случае для открытия файлов MPO с приведением изображений к виду, необходимому для просмотра через VR-очки оно не годилось. Однако оно умело также открывать эти файлы в виде 2-х изображений горизонтальной стереопары, развертывая их на весь экран — без искажений и скругления углов (без взаимодействия с Cardboard), вот таким образом:

 

MPO 3D image viewer - открытие файла MPO

Конечно же, я просмотрел этот вариант через VR-очки, и в этом случае свести стереопару в 3D-изображение и увидеть фото с ВРОДЕ БЫ стереоэффектом — ура!!! — получилось. Почему «вроде бы» — чуть позже, сначала о других недостатках. Во-первых, оптика VR-очков всегда искажает картинку, поэтому изображение для них должно быть специально подготовлено (как на первом скриншоте), чтобы пользователю оно казалось нормальным. Рассматривая обычную прямоугольную фотографию через VR-гарнитуру вы увидите ее не полностью, а только часть, расположенную ближе к центру. Во-вторых — самый главный минус VR-очков в паре со смартфоном, не обладающим сверхвысоким разрешением — это пиксели! Даже не знаю, какое разрешение требуется, чтобы они не бросались в глаза — наверное, даже не 4К, а 5K или 6K. Я же через линзы VR-очов, обладающие довольно сильным увеличением, увидел следующее:

Пиксели на изображении в VR-очках

Это — фрагмент фотографии, снятый обычным фотоаппаратом через окуляр VR-очков. Это не совсем то, что видит глаз, но, поверьте, очень близко к истине. В реальности пиксели еще более заметны, и это очень портит впечатление.

Здесь будет уместен вопрос: как же миниатюрная фотопленка (размер кадра наиболее распространенного формата — 24х35 мм), используемая для изготовления слайдов для старых моделей стереоскопов, давала при рассматривании через увеличительные линзы крупное четкое изображение без какой-либо заметной зернистости, с практически идеальными цветовыми характеристиками, а не тот ужас который вы видите выше? Хотя некорректно сравнивать пленочную и  цифровую фотографию, и понятие «пиксель» к фотопленке не применимо («единицами» изображения в фотоэмульсии служат микрочастицы красящих веществ), я читал теоретические рассуждения и формулы, по которым можно с определенной натяжкой рассчитать разрешение пленки в  условных «пикселях». По этом формулам получается, что в одном квадратном миллиметре фотопленки содержится примерно 90000 пикселей, что соответствует 58 мегапикселям на квадратный дюйм (!!!), при этом каждый пленочный «пиксель», в отличие от цифрового, содержит полную RGB-палитру. Мы же имеем дело с экраном смартфона с плотностью точек всего 401 ppi (pixels per inch — те же пиксели на квадратный дюйм). Разница — даже не буду считать…

В-третьих, фотография выглядит довольно мутной, расплывчатой, с ухудшенной детализацией, как будто при съемке фотокамера не была наведена на резкость. Посмотрите сравнение: что показывает через очки экран смартфона (слева) и примерно тот же фрагмент оригинальной фотографии (справа), особенно обратите внимание на цветы на переднем и заднем плане. Тут же заметно, что VR-очки немного искажают изображение.

Сравнение оригинального фото и фото через VR-очки

Теперь по поводу «вроде бы стереоэффекта». В VR-очках при использовании MPO 3D image viewer он наблюдается, но какой-то неправильный. Чем-то это похоже на  перемену мест правого и левого кадра стереопары при просмотре, например, на 3D-телевизоре (тогда мир кажется хотя и объемным, но как бы вывернутым наизнанку). Здесь же некоторые (не все) более удаленные объекты кажутся находящими на переднем плане. Словами это трудно писать, нужно смотреть. Хотя — лучше не смотреть вовсе, вкупе с нечеткостью изображения такой «стереоэффект» вовсе не радует глаз. Предполагаю, нарушение 3D здесь вызвано искажениями пропорций и относительных размеров сфотографированных объектов, которые дает очковая оптика.

Была еще попытка найти другое приложение для VR, умеющее работать с MPO. Удалось найти всего одно — 3D Stereo Photo Viewer, также не в Google Play, а на каком-то сайте. На телефон оно установилось, но при открытии файла MPO сразу вылетело. Так что проверить его в деле не получилось, а больше для стереофотографий ничего не нашлось. Аналога знаменитого StereoPhoto Maker (программы для Windows) для Андроида последних версий, к сожалению, никто не придумал.

Но все-таки, поскольку мне присуще некоторое упорство, я решил добить эту тему. Тем более, что VR-очки — вот они, рядом на столе, не выбрасывать же. Что ж, раз нет прямых путей, пойдем в обход. Что нам говорят маркетологи, рекламируя VR-очки? Что они для погружения в виртуальные миры, для VR-игр, для панорамного видео… Кстати, насчет игр — когда у мне не удался просмотр 3D-фотографии через вышеописанный вьюер, решил проверить — может с очками что-то не так? Установил первые попавшиеся «американские горки» — приложение с ними работало отлично, и в глазах ничего не раздваивалось (хотя пиксели наблюдались и там, и графика оставляла желать лучшего). Так вот, нам внушают, что VR-очки не для статики, они для экшена. И приложений для просмотра видеоконтента, как обычного, так и 3D, не в пример больше.

Так почему бы не сконвертировать фотографии в видеофайлы и не воспользоваться одним их этих приложений?! Но вначале следовало подготовить изображение, и здесь было не обойтись без компьютера. В уже  упоминавшемся StereoPhoto Maker открыл файл MPO и сохранил его в виде вертикальной стереопары (левый ракурс сверху, правый снизу) в формате JPG. Далее, в графическом редакторе сжал изображение в 2 раза по высоте, оставив ширину прежней, чтобы получить уже вертикальную анаморфную стереопару с размерами 1920 х 1080, и снова сохранил в JPG. Результат ниже:

Вертикальная анаморфная стереопара

Затем, почитав обзоры и рекомендации по теме, установил на смартфон приложение «VRTV Lite», которое позволяет смотреть через VR-очки фильмы 2D и 3D (при этом умеет работать и с вертикальными, и с горизонтальными анаморфными стереопарами) с эффектом присутствия в кинозале — виден не только экран, но и окружающая обстановка (стены, потолок, кресла…).

Осталось сконвертировать JPG в видеофайл MKV — именно этот формат воспроизводит VRTV Lite. Для этого был использован онлайн-конвертер на одном из сайтов (их много, при желании можно найти в поисковике). Данный конвертер преобразовал файлы JPG в видеоролик MKV продолжительностью 30 секунд (установить другую длительность на сайте возможности не было). 30-секундный «фильм» получился скучноватым )) —  за все время воспроизведения демонстрировался один и тот же кадр с водными растениями. Файл был записан в память смартфона, VRTV Lite его благополучно «скушал», и просмотр видео в VR-очках прошел успешно. Вот скриншот, сохраненный во время демонстрации ролика через данное приложение:

 

Просмотр 3D-видеоролика через VRTV

Так это выглядит на экране смартфона. Оптика очков немного распрямила (хотя и не полностью) изогнутый прямоугольник. В общем, результат оказался очень даже смотребельным, 3D-эффект наблюдался и выглядел более-менее правильным (лучше, чем во время прошлого эксперимента). Но проклятые пиксели никуда не делись!

Тогда я решил проверить, как поведет себя система «VR-очки + смартфон + VRTV Lite» при показе настоящего, профессионального видео. Закачал в телефон анимационный фильм «Лунный свет» (в свое время он свободно распространялся производителями 3D-телевизоров для демонстрации их возможностей), также в виде вертикальной анаморфной стереопары, и посмотрел. Впечатления: стереоэффект вполне хорош, но есть и намело минусов: уже упомянутая пиксельная сетка (думал, что через некоторое время после начала фильма перестану обращать на нее внимание, но оказалось, что нет), из-за пикселей мелкие детали смазываются, предметы кажутся нерезкими, также мешает хроматическая аберрация (на границах некоторых предметов наблюдается «радуга» — с одной стороны граница окрашена в синий цвет, с другой в красный), искажение форм и пропорций (например, в начале фильма демонстрируются летящие планеты, некоторые из них почему-то овальной формы, хотя в оригинале круглые).

Резюме:

  • Если у вас есть только смартфон и VR-очки, и очень хочется (прямо вот сильно-сильно) посмотреть фильм или фотографии в 3D, можно использовать последнее из описанный в этой статье приложение. Но большого удовольствия не получите из-за перечисленных недостатков.
  • Если говорить именно о просмотре стереофотографий — Вы готовы выполнить столько разных манипуляций, чтобы сконвертировать файл MPO в видеоформат MKV? А если фотографий много?
  • Листать фотографии в альбоме одним взмахом пальца, в VR-очках не получится — придется для открытия каждой из них вынимать смартфон, затем вставлять обратно.
  • Вы — упорный человек, который не боится трудностей, отлично. Но для конвертации не обойтись без компьютера — то есть он у Вас есть. Почему бы тогда не присмотреться к призматическим очкам, позволяющим смотреть 3D (хоть фото, хоть видео) на обычном 2D-мониторе, притом с гораздо лучшим качеством? И есть ли тогда смысл, при наличии компьютера, покупать VR-очки?..
Поделиться:

Добавить комментарий