Бросить ненужную фирму (ООО) или официально ликвидировать?
Ни для кого секрет, что часть юридических лиц, числящихся в ЕГРЮЛ, относятся к категории "брошенных". По большей части это коммерческие организации, участники и директор
которых по разным причинам прекратили вести через них какую-либо деятельность и перестали сдавать установленную законом отчетность в налоговую инспекцию, Пенсионный фонд,
а также в Фонд социального страхования.
В данной статье мы расскажем, что происходит с "забытыми" юридическими лицами, и какие последствия этой забывчивости могут ожидать
учредителей и руководителя брошенной фирмы. Поскольку большинство юридических лиц в России имеют организационно-правовую форму ООО (общества с ограниченной
ответственностью), в первую очередь сказанное будет относиться именно к ним.
Обратимся к законодательству. Согласно статье 21.1 федерального закона No 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей":
"1. Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения,
не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы
по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо).
Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
2. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает
решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.*
*Примечание: имеется ввиду наличие в ЕГРЮЛ сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
Зная о приведенных выше положениях закона, многие предприниматели ошибочно приходят к выводу, что делать с ненужным, прекратившим деятельность ООО вообще ничего не нужно.
"А зачем? - говорят они. - Налоговая инспекция и так закроет ООО через год после прекращения деятельности. Не буду сдавать отчеты, не буду совершать платежи
по расчетному счету (или вообще закрою счет в банке), и дело в шляпе!"
Это наивные и весьма опасные рассуждения, к сожалению, бытующие среди определенной части бизнес-сообщества. Основная ошибка заключается в том, что
в законе сказано: "юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц - т.е. регистрирующий
орган имеет право исключить из ЕГРЮЛ брошенную фирму, но вовсе не обязан это делать.
На практике это означает, что никакой автоматической ликвидации бездействующих ООО и других юридических лиц не происходит - здесь как кому повезет. Часть таких предприятий действительно
исключается из ЕГРЮЛ решением налогового органа (не обязательно именно через год, чаще всего позже), другие же продолжают числиться в ЕГРЮЛ долгие годы и после того, как про них благополучно "забыли" участники и руководитель.
При этом, хотя фирма и бездействует, с ее руководителя обязанность обеспечить своевременную сдачу отчетных документов (налоговых деклараций и др.) никто не снимал.
За несдачу отчетности юридическое лицо и его директор могут быть оштрафованы, несвоевременно уплаченные штрафы влекут за собой начисление пеней -
в результате у брошенного ООО появляется и начинает постепенно увеличиваться задолженность перед бюджетом. Участники и директор ООО могут об этом и не знать,
но это только усугубляет проблему, которая растет как снежный ком.
Бывает и так, что учредители бросают ООО не по причине прекращения бизнеса, а вполне осознанно, накопив серьезные долги перед кредиторами или бюджетом, в надежде на то
долг будет взыскан с только с самого ООО как с юридического лица, а они как участники отвечают по долгам ООО лишь в пределах своих вкладов в уставный капитал, который у большинства
ООО составляет минимальную установленную законом сумму - всего 10.000 рублей. Следствием такого подхода, если будет доказано, что ООО попало в "долговую яму" и (или) перестало
платить налоги, привели действия его ответственных лиц, может быть привлечение данных лиц к уголовной ответственности. Но даже если же действия участников и руководителя
ООО не содержат состава преступления, и к финансовому краху ООО привели объективные причины (например, изменившаяся конъюнктура рынка), это им вряд ли поможет. Почему - объясним ниже.
Предположим, Вы - учредитель или бывший директор ООО с задолженностью, которое было исключено из ЕГРЮЛ как бездействующее по решению налогового органа.
Можно кричать "Ура!", регистрировать новое ООО, и продолжать в нем свой бизнес, "очищенный" от старых долгов? А вот и нет!
Причина в том, что с 1 января 2016 года вступили в силу очередные изменения закона 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей",
предоставившие регистрирующему органу право отказывать в регистрационных действиях по новым основаниям. В частности, подпункт "ф" пункта 1 статьи 23 дает налоговым органам право отказать
в регистрации нового юридического лица или регистрации изменений в ЕГРЮЛ и (или) учредительных документах существующего юридического лица заявителю,
который на момент исключения недействующего ООО из ЕГРЮЛ:
- владел в нем не менее чем 50% голосов на общем собрании участников (т.е. долей не менее чем 50% уставного капитала);
- являлся его руководителем (директором, генеральным директором...),
при условии, что это "старое" ООО, к которому он имел отношение по перечисленным выше основаниям:
а) на момент исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетом;
б) к моменту исключения о данном ООО была внесена запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений о юридическом лице (например, об отсутствии ООО по юридическому адресу).
Право налогового органа отказывать данным категориям заявителей действует в течение трех лет с момента исключения брошенного ими,
недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Практика показывает, что регистрирующие налоговые органы (в том числе МИФНС No 15 по Санкт-Петербургу), активно пользуются этим правом.
Таким образом, просто бросить проблемное ООО и вместо него зарегистрировать новое, в настоящее время не получится.
В качестве примера ниже опубликована скан-копия отказа МИФНС 15 по СПб в регистрации ООО заявителю, который пытался зарегистрировать в 2018 году
новую фирму после того, как бросил старое ООО с налоговой недоимкой, в котором он был и участником со 100-процентной долей, и генеральным директором:
В предпринимательском сообществе подобные отказы, основанные на положениях закона 129-ФЗ, называют "тихой дисквалификацией" и "запретом на профессию" -
ведь правовое положение бывших учредителей и директора по существу аналогично внесению в реестр дисквалифицированных лиц по решению суда сроком на 3 года.
Разница в том, что налоговый орган принимает решение об отказе в государственной регистрации по закону 129-ФЗ, не обращаясь в суд. Кроме того,
реестр дисквалифицированных лиц является общедоступным - любой человек на специализированном интернет-ресурсе может проверить, не включены ли сведения о нем в данный реестр.
К сожалению, подобного открытого источника информации о лицах - бывших учредителях и руководителях недействующих фирм, в отношении которых действует 3-летний запрет
быть заявителями при регистрации новых юридических лиц - не существует. О данном факте человек может достоверно узнать лишь по получении отказа, подобного
опубликованному выше на этой странице.
Впрочем, цель данной статьи - не критика закона (который, возможно, нуждается в доработке), и тем более не попытка оправдать предпринимателей,
которые халатно относятся к своим обязанностям, бросая ставшие ненужными ООО, АО и другие фирмы. Наша задача - дать ответ на вопрос: "Как правильно поступить
с юридическим лицом, когда необходимость в нем отпала, и из источника прибыли оно превратилось в обузу?"
Ответ, как, вероятно, уже понял уважаемый читатель, довольно прост: ни в коем случае не бросать и не надеяться на "авось проблема сама собой рассосется"!
Риск оказаться учредителем или руководителем исключенного из ЕГРЮЛ ООО и получить 3-летний запрет на возможность дальнейшего ведения бизнеса неоправданно велик.
Не бросайте ненужное, бездействующее ООО, а ликвидируйте!.
Успешно выполнить ликвидацию юридического лица Вам поможет наша компания, Подробно об услугах по ликвидации ООО, а также АО, коммерческих и некоммерческих организаций, читайте
на этой странице.
Порядок ликвидации ООО или юридического лица иной формы описан в уже не раз упомянутым законе "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Процедура ликвидации - не самая простая, и состоит из нескольких этапов:
- уведомление регистрирующего органа о ликвидации юридического лица;
- публикация объявления о ликвидации в журнале "Вестник государственной регистрации";
- 2-месячное ожидание обращений потенциальных кредиторов (в этот период рекомендуется привести в порядок дела ООО, провести сверку с налоговой инспекцией
и внебюджетными фондами, погасить налоговую задолженность при ее наличии и т.п.);
- представление в налоговую инспекцию промежуточного ликвидационного баланса и уведомление об этом регистрирующего органа;
- представление в налоговую инспекцию окончательного ликвидационного баланса;
- регистрация ликвидации юридического лица (это заключительный этап, на котором регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись
о ликвидации и выдает Уведомление о снятии с учета юридического лица в налоговом органе).
Официальная ликвидация является единственным законным способом избавления учредителей и руководителя как от самого ООО, так и от негативных правовых последствий
невыполнения от этой процедуры.
Есть вопросы? Задайте их с помощью расположенной ниже формы, обратитесь в наш офис или воспользуйтесь этими контактами:
Материалы данного сайта носят информационный характер и не являются публичной офертой, определяемой в соответствии со статьей 437 ГК РФ, если в отношении какого-либо материала не указано иное.