Уважаемые клиенты!
Наш режим работы в майские праздники:
27 апреля - 5 мая - выходные дни,
6 - 8 мая - работаем в удаленном режиме (офис закрыт), заказы принимаются по e-mail и через мессенджеры (см. "Контакты"),
9 - 12 мая - выходные дни,
13 мая и далее - по обычному графику с 10 до 18 часов.
Изменение Устава ООО, изменения в ЕГРЮЛ без нотариуса и госпошлины
Опубликовано в 2019 году.
С 1 января 2019 года, в соответствии с федеральным законом от 29.07.2018 N 234-ФЗ, вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ, позволяющие регистрировать новые юридические лица - ООО и другие, а также ИП
без уплаты государственной пошлины в случае подачи документов на регистрацию онлайн, при условии, что они подписаны электронной цифровой подписью (ЭЦП).
Такие же положения закона распространены и на регистрацию изменений учредительных документов юридических лиц. Если говорить об обществах с ограниченной
ответственностью - ООО, учредительным документов которых является Устав, регистрация изменений Устава или новой редакции Устава теперь также
осуществляется без уплаты госпошлины при электронной подаче в налоговый орган документов, подписанных ЭЦП.
Вы можете спросить: "При чем же здесь нотариус? В законе говорится только об освобождении от госпошлины, а о нотариусах не сказано ни слова."
Это действительно так, но дело в том, что при онлайн-регистрации изменений в ЕГРЮЛ и уставов ООО (через специальный сервис на интернет-портале
Федеральной налоговой службы) в большинстве случаев факт подписания документов электронной цифровой подписью заменяет их удостоверение нотариусом, которое
потребовалось бы при подаче документов в бумажном виде. Это положение действовало и раньше, но возможность не платить государственную пошлину с 01.01.2019
открыло "зеленую улицу" для электронной регистрации, сделав ее гораздо привлекательнее и конкуретноспособнее по сравнению со старой бумажной технологией.
До отмены государственной пошлины с 01.01.2019 преимущества выполнения регистрационных действий онлaйн были не столь очевидны, и большинство предпринимателей предпочитало
действовать по старинке, считая оформление ЭЦП сложной (хотя это совсем не так) и избыточной процедурой.
В повышении популярности онлайн-регистрации изменений сыграл роль и тот факт, что наличие у заявителя (в качестве которого обычно выступает генеральный директор ООО) электронной
цифровой подписи является своего рода страховкой в случае подачи на регистрацию изменений, содержащих ошибки. Приведем простой пример:
Предположим, Вы готовите документы для принятия Устава ООО в новой редакции (например, в связи с дополнением перечня видов деятельности)
и допустили опечатку в заявлении о регистрации - неправильно указали ИНН заявителя. Разумеется, налоговая инспекция после рассмотрения
таких документов выдаст Решение об отказе. Однако, Вы вправе сразу же после получения отказа повторно подать исправленные документы на регистрацию.
/Если гипотетически допустить, что Вы и во второй раз ошибетесь, ничто не препутствует представить документы в третий (четвертый и т.д.) раз./
Если бы Вы подавали документы по старой схеме - в бумажном виде, при каждой подаче потребовалось бы оплачивать заново государственную пошлину
800 рублей и услуги нотариуса - от 4000 рублей.
В случае же электронной подачи регистрационных документов (сколько раз бы Вам не понадобилось бы сдавать их в связи с исправлением ошибок),
повторная оплата госпошлины и услуг нотариуса не нужны - согласно закону эти государственные услуги в режиме онлайн оказываются бесплатно.
Таким образом, преимущества электронной онлайн регистрации изменений уставов (как и сведений в ЕГРЮЛ - Едином государственном реестре юридических лиц, не
связанных с внесением изменений в устав, например, при смене руководителя ООО) налицо, ведь экономия никогда не бывает лишней.
С технической точки зрения процедура изменения устава или данных в ЕГРЮЛ с внедрением ЭЦП тоже упростилась: раз можно зарегистрировать изменения онлайн, значит не требуются
запись и ожидание приема у нотариуса, посещение налоговой инспекции при подаче документов, связанные с этим поездки и стояние в очередях... Экономятся не только денежные средства, но и Ваше личное время!
Вы снова можете возразить: "Ладно, сэкономили время на нотариусе, но ведь придется его тратить на посещение удостоверяющего центра для оформление ЭЦП. И электронную подпись тоже ведь выдают не бесплатно..."
На этот аргумент можно ответить следующее:
1. Время на оформление ЭЦП, как правило, существенно меньше, чем на визит в нотариальную контору.
2. Нотариусу Вы оплачиваете совершение разовых юридических действий, при каждом последующем "походе" в нотариальную контору необходимо будет платить заново. А за ЭЦП вы платите один раз, но пользоваться
ею сможете неограниченно, в течение года. В частности, ЭЦП можно использовать для сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности, на торговых площадках системы государственных закупок, и т.п.
Итак, мы выяснили, что при государственной регистрации с использованием ЭЦП изменений в ЕГРЮЛ и(или) в учредительных документах общества с ограниченной ответственностью
не требуется платить:
- государственную пошлину,
- нотариусу за удостоверение подписи руководителя фирмы на заявлении о регистрации изменений (по форме Р13014), а также за заверение доверенности,
если готовые документы на бумажных носителях будет получать лично руководитель, а не представитель юридического лица.
Вместе с тем, есть ряд случаев, когда без обращения в нотариальную контору все-таки не обойтись. Эти случаи напрямую прописаны в законе "Об обществах
с ограниченной ответственностью", перечислим основные из них:
- Факт принятия решения общего собрания участников ООО об увеличении уставного капитала и состав участников общества,
присутствовавших при принятии указанного решения, должны быть подтверждены путем нотариального удостоверения.
- Решение единственного участника ООО об увеличении уставного капитала подтверждается его подписью, подлинность которой должна
быть засвидетельствована нотариусом.
- Участник общества, намеренный продать свою долю или часть доли в уставном капитале ООО третьему лицу, обязан предварительно известить в письменной форме
об этом остальных участников общества и само общество путем направления через общество нотариально удостоверенной оферты.
- Подлинность подписи на заявлении участника общества или общества об отказе от использования преимущественного права покупки доли или части
доли в уставном капитале должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
- Сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале ООО (например, договор купли-продажи),
подлежит нотариальному удостоверению.(например, договор купли-продажи).
- Заявление участника общества о выходе из общества должно быть нотариально удостоверено.
- ... и т.д. - полный перечень оснований для обращения к нотариусу смотрите в законе "Об ООО".
Возникает вопрос, как регистрировать в электронной форме изменения в перечисленных выше случаях, и возможно ли это вообще? Возможно, и льгота по "обнулению"
госпошлины действует при всех этих обстоятельствах. Что же касается нотариально удостоверенных документов, они представляются в регистрирующий орган таким же способом,
как и "обычные" - сканируются, сохраняются в виде образов в специальном формате TIFF, подписываются ЭЦП заявителя и передаются через интернет в налоговый орган (на сайте Федеральной налоговой службы).
Услуги по регистрации изменений Устава ООО или юридического лица иной формы, а также внесению изменений в ЕГРЮЛ - как онлайн с помощью ЭЦП, так и по традиционной
"бумажной" технологии", Вы заказать у нашей компании. Подробную информацию Вы найдете на этой странице.
В заключении расскажем о требованиях к электронной цифровой подписи, необходимой для онлайн-регистрации изменений ООО.
Прежде всего, это должна быть подпись руководителя ООО (единоличного исполнительного органа общества - директора, генерального директора). Нередко бывает так,
что директором ООО и его единственным участником (или одним из участников) является одно и то же физическое лицо. Вполне возможно, что у этого человека
уже имеется электронная подпись, использованная им при регистрации ООО, когда он подписывал данной ЭЦП документы, выступая в качестве учредителя.
К сожалению, данная подпись не подойдет для подписания документов при регистрации изменений, т.к. имеющая ЭЦП - это подпись "обычного" физического лица,
которое до регистрации ООО не могло быть его директором (ведь ООО еще не существовало). После регистрации ООО и вступления данного гражданина
в должность его директора, для того, чтобы он имел право выступать от имени ООО, следует еще раз обратиться в удостоверяющий центр и оформить новую ЭЦП - на руководителя
юридического лица.
Электронная подпись руководителя ООО должна быть усиленной квалифицированной (УКЭП) - иначе ее нельзя будет использовать на портале ФНС.
Впрочем, специалисты удостоверяющих центров, выдающий ЭЦП, об этом хорошо информированы.
Электронная подпись руководителя ООО может быть оформлена только в Российской Федерации. Даже если директором ООО является гражданин другого государства,
он не вправе использовать в России ЭЦП, полученную в иностранном удостоверяющем центре или аналогичной нероссийской организации.
|
|