Глава 6.11. Налоговый учет.
Во избежание путаницы, в начале данной главы сразу разъясним, что налоговый учет и бухгалтерский учет, о котором шла речь в двух предыдущих главах - это разные виды учета.
Если бухгалтерский учет служит в основном для составления объективной картины финансового состояния предприятия, то цель налогового учета -
определение налоговой базы по налогам, которые обязано уплачивать предприятие в соответствии с избранной им системой налогообложения, на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с установленным законодательством порядком.
Под первичными здесь подразумеваются документы, используемые в каждодневной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, составляемые в связи с совершением ими различных
хозяйственных операций - например, договоры, счета-фактуры, накладные, акты сдачи-приемки, приходные и расходные кассовые ордера и т.п.
Если в бухгалтерском учете данные из первичных документов записываются на бухгалтерских счетах методом двойной записи (см. главу 6.9),
то в налоговом учете эти данные учитываются в специальных налоговых регистрах.
Регистры налогового учета - это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных определенным образом, без распределения по счетам бухгалтерского учета.
В свою очередь, данные налогового учета - это данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтерии и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.
Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм. В некоторых случаях (например, для расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций, применяющих общую систему налогообложения) налогоплательщик имеет право разрабатывать формы налоговых регистров самостоятельно,
в других же случаях их форму утверждены Министерством финансов РФ, и применение этих форм является обязательным.
В качестве примера налоговых регистров, для которых имеются утвержденные формы, можно привести Книгу покупок и Книгу продаж, используемые для
учета счетов-фактур и расчета налога на добавленную стоимость.
А как обстоит ситуация с налоговым учетом в малом бизнесе, в основном использующем УСН ("упрощенку")? Оказывается, составлять регистры налогового учета необходимо и "малышам" - для них
таким регистром является утвержденная Минфином Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Подробнее о порядке ведения налогового учета при работе на упрощенной системе налогообложения мы расскажем в следующей главе,
в которой Вы также сможете ознакомиться с формой Книги учета доходов и расходов.
В отличие от "упрощенщиков", предприниматели и фирмы, применяющие систему налогообложения ЕНВД, налоговый учет не ведут, поскольку размер уплачиваемого ими налога рассчитывается от базовой доходности, установленной законодательством, и не зависит от их реальных доходов и расходов.
Стоит отметить, что точно так же, как и при ЕНВД, стоимость патента, уплачиваемая налогоплательщиками, использующими патентную систему налогообложения, не зависит от их финансовых показателей. Казалось бы,
вести Книгу учета доходов им, вроде бы, незачем. Однако законодатель решил иначе - в статье 346.53 Налогового кодекса указано, что индивидуальные предприниматели, работающие "на патенте",
ведут учет доходов от реализации в Книге учета доходов индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения.
Очевидно, такое решение продиктовано необходимостью отслеживать, не достиг ли доход ИП с начала календарного года максимально допустимой суммы (60 миллионов рублей), при превышении которой
не разрешено использовать данный налоговый режим.