Толстой Лев
Николаевич. Исповедь
(Вступление к ненапечатанному сочинению)
I
Я был крещ?н и воспитан в православной христианской вере. Меня учили ей и с
детства и во вс? время, моего отрочества и юности. Но когда я 18-ти лет вышел
со второго курса университета, я не верил уже ни во что из того, чему меня
учили.
Судя по некоторым воспоминаниям, я никогда и не верил серь?зно, а имел
только доверие к тому, чему меня учили, и к тому, что исповедывали передо мной
большие; но доверие это было очень шатко.
Помню, что, когда мне было лет одиннадцать, один мальчик, давно умерший,
Володинька М., учившийся в гимназии, придя к нам на воскресенье, как последнюю
новинку объявил нам открытие, сделанное в гимназии. Открытие состояло в том,
что Бога нет и что вс?, чему нас учат, одни выдумки (это было в 1838 году).
Помню, как старшие братья заинтересовались этою новостью, позвали и меня на
совет. Мы все, помню, очень оживились и приняли это известие как что-то очень
занимательное и весьма возможное.
Помню ещ?, что, когда старший мой брат Дмитрий, будучи в университете, вдруг,
с свойственною его натуре страстностью, предался вере и стал ходить ко всем
службам, поститься, вести чистую и нравственную жизнь, то мы все, и даже
старшие, не переставая поднимали его на смех и прозвали почему-то Ноем. Помню,
Мусин-Пушкин, бывший тогда попечителем Казанского университета, звавший нас к
себе танцевать, насмешливо уговаривал отказывавшегося брата тем, что и Давид
плясал пред ковчегом. Я сочувствовал тогда этим шуткам старших и выводил из них
заключение о том, что учить катехизис надо, ходить в церковь надо, но слишком
серь?зно всего этого принимать не следует. Помню ещ?, что я очень молодым читал
Вольтера, и насмешки его не только не возмущали, но очень веселили меня.
Отпадение мо? от веры произошло во мне так же, как оно происходило и
происходит теперь в людях нашего склада образования. Оно, как мне кажется,
происходит в большинстве случаев так: люди живут так, как все живут, а живут
все на основании начал, не только не имеющих ничего общего с вероучением, но
большею частью противоположных ему; вероучение не участвует в жизни, и в
сношениях с другими людьми никогда не приходится сталкиваться и в собственной
жизни самому никогда не приходится справляться с ним; вероучение это
исповедуется где-то там, вдали от жизни и независимо от не?. Если сталкиваешься
с ним, то только как с внешним, не связанным с жизнью, явлением.
По жизни человека, по делам его, как теперь, так и тогда, никак нельзя
узнать, верующий он или нет. Если и есть различие между явно исповедующими
православие и отрицающими его, то не в пользу первых. Как теперь, так и тогда
явное признание и исповедание православия большею частью встречалось в людях
тупых, жестоких и безнравственных и считающих себя очень важными. Ум же,
честность, прямота, добродушие и нравственность большею частью встречались в
людях, признающих себя неверующими.
В школах учат катехизису и посылают учеников в церковь; от чиновников
требуют свидетельств в бытии у причастия. Но человек нашего круга, который не
учится больше и не находится на государственной службе, и теперь, а в старину
ещ? больше, мог прожить десятки лет, не вспомнив ни разу о том, что он жив?т
среди христиан и сам считается исповедующим христианскую православную веру.
Так что как теперь, так и прежде вероучение, принятое по доверию и
поддерживаемое внешним давлением, понемногу тает под влиянием знаний и опытов
жизни, противоположных вероучению, и человек очень часто долго жив?т, воображая,
что в н?м цело то вероучение, которое сообщено было ему с детства, тогда как
его давно уже нет и следа.
Мне рассказывал С., умный и правдивый человек, как он перестал верить. Лет
двадцати шести уже, он раз на ночлеге во время охоты, по старой, с детства
принятой привычке, стал вечером на молитву. Старший брат, бывший с ним на охоте,
лежал на сене и смотрел на него. Когда С. кончил и стал ложиться, брат его
сказал ему: "А ты ещ? вс? делаешь это?" И больше ничего они не сказали друг
другу. И С. перестал с этого дня становиться на молитву и ходить в церковь. И
вот тридцать лет не молится, не причащается и не ходит в церковь. И не потому,
чтобы он знал убеждения своего брата и присоединился бы к ним, не потому, чтоб
он решил что-нибудь в своей душе, а только потому, что слово это, сказанное
братом, било как толчок пальцем в стену, которая готова была упасть от
собственной тяжести; слово это было указанием на то, что там, где он думал, что
есть вера, давно уже пустое место, и что потому слова, которые он говорит, и
кресты, и поклоны, которые он клад?т во время стояния на молитве, суть вполне
бессмысленные действия. Сознав их бессмысленность, он не мог продолжать их.
Так было и бывает, я думаю, с огромным большинством людей. Я говорю о людях
нашего образования, говорю о людях, правдивых с самими собою, а не о тех,
которые самый предмет веры делают средством для достижения каких бы то ни было
временных целей. (Эти люди - самые коренные неверующие, потому что если вера
для них - средство для достижения каких-нибудь житейских целей, то это уж
наверно не вера.) Эти люди нашего образования находятся в том положении, что
свет знания и жизни растопил искусственное здание, и они или уже заметили это и
освободили место, или ещ? не заметили этого.
Сообщ?нное мне с детства вероучение исчезло во мне так же, как и в других, с
той только разницей, что так как я очень рано стал много читать и думать, то мо?
отречение от вероучения очень рано стало сознательным. Я с шестнадцати лет
перестал становиться на молитву и перестал по собственному побуждению ходить в
церковь и говеть. Я перестал верить в то, что мне было сообщено с детства, но я
верил во что-то. Во что я верил, я никак бы не мог сказать. Верил я и в Бога
или, скорее, я не отрицал Бога, но какого Бога, я бы не мог сказать; не отрицал
я и Христа и его учение, но в ч?м было его учение, я тоже не мог бы сказать.
Теперь, вспоминая то время, я вижу ясно, что вера моя - то, что, кроме
животных инстинктов, двигало моею жизнью, - единственная истинная вера моя в то
время была вера в совершенствование. Но в ч?м было совершенствование и какая
была цель его, я бы не мог сказать. Я старался совершенствовать себя умственно,
- я учился всему, чему мог и на что наталкивала меня жизнь; я старался
совершенствовать свою волю - составлял себе правила, которым старался следовать;
совершенствовал себя физически, всякими упражнениями изощряя силу и ловкость и
всякими лишениями приучая себя к выносливости и терпению. И вс? это я считал
совершенствованием. Началом всего было, разумеется, нравственное
совершенствование, но скоро оно подменилось совершенствованием вообще, т. е.
желанием быть лучше не перед самим собою или перед Богом, а желанием быть лучше
перед другими людьми. И очень скоро это стремление быть лучше перед людьми
подменилось желанием быть сильнее других людей, т. е. славнее, важнее, богаче
других.
. . .
Скачать и прочитать весь текст - 49,4 Кб в zip-архиве |
|