Писарев
Дмитрий Иванович. Русский Дон-Кихот
Сочинения в четырех томах. Том 1. Статьи и рецензии 1859-1862
М., Государственное издательство художественной литературы, 1955
(Сочинения И. В. Киреевского, I и II т. Москва. 1861 год)
I
Ничто не может быть бесцветнее и неопределеннее общих выражений: обскурант,
прогрессист, либерал, консерватор, славянофил, западник; эти выражения
нисколько не характеризуют того человека, к которому они прикладываются; они
надевают непрошенный мундир на его умственную личность и вместо живого человека,
мыслящего и чувствующего по-своему, показывают нам неподвижную вывеску
замкнутого круга убеждений. Чем даровитее и замечательнее рассматриваемая
личность, тем пошлее кажутся мне общие эпитеты, прилагаемые к ней такими
критиками, которые не хотят или не умеют вдуматься в ее личные особенности,
проследить ее индивидуальное развитие и, таким образом, вместо голого термина
дать оживленную характеристику.
Если бы подойти к сочинениям И. В. Киреевского так, как подошел к ним критик
"Современника", то с ним порешить было бы очень нетрудно. Причислить его к
самым мрачным и вредным обскурантам вовсе не мудрено; за цитатами дело не
станет; из его сочинений можно выписать десятки таких страниц, от которых
покоробит самого невзыскательного читателя; ну, стало быть, и толковать нечего;
привел полдюжины самых пахучих выписок, поглумился над каждою в отдельности и
над всеми в совокупности, поспорил для виду с автором, давая ему чувствовать
все превосходство своей логики и своих воззрений, завершил рецензию общим
прогрессивным заключением, и дело готово - статья идет в типографию.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Напасть на Киреевского
не трудно, да толку-то в этом мало. Бороться с ним незачем, потому что его
деятельность уже принадлежит прошедшему; если же мы останавливаемся на нем как
на совершившемся факте, то мы должны или объяснить его по мере сил, или
сознаться в том, что мы объяснять не умеем; а поработать над объяснением
личности Киреевского как любопытного психологического факта - право стоит.
Друзья и единомышленники Киреевского скажут конечно, что его следует изучать
как мыслителя, что его должно уважать как двигателя русского самосознания, что
принесенная им польза будет оценена последующими поколениями. С подобными
мнениями согласиться невозможно: Киреевский был плохой мыслитель, - он боялся
мысли; Киреевский никуда не подвинул русское самосознание, он даже не затронул
его; его статьи никогда не производили впечатления; их читали мало, и теперь их
совсем забыли, несмотря на то, что последняя из них была написана всего лет
семь тому назад; пользы Киреевский не принес никакой, и если последующие
поколения по какому-нибудь чуду запомнят его имя, то они пожалеют только о
печальных заблуждениях этого даровитого человека. Если бы Киреевскому удалось
составить себе обширный круг читателей и приобрести себе значение в литературе,
то влияние его идей составило бы самый яркий антагонизм с пропагандою
Белинского. Всякому честному деятелю литературы пришлось бы воевать с ним всеми
силами своего пера; против него поднялись бы все люди, сколько-нибудь дорожащие
мыслию; за него стали бы только люди очень ограниченные или очень
недобросовестные. А сам Киреевский был человек очень неглупый и в высшей
степени добросовестный - отчего же он хотел остановить разум на пути его
развития? Отчего он порывался поворотить его назад, к младенческим его годам?
Вот в этих-то пунктах и заключается психологический интерес тех вопросов, на
которые наводит чтение сочинений Киреевского и приложенных к ним материалов для
его биографии.
II
И. В. Киреевский родился в 1806 году и вырос в деревне своих родителей. Отец
его умер, когда ему было шесть лет, а мать его, через пять лет после смерти
своего мужа, вышла замуж за Елагина. Молодой Киреевский привязался к своему
вотчиму и вырос под его влиянием. Доброе согласие его с своим семейством
продолжалось во время всей его жизни; ему не пришлось относиться критически к
личностям своих родственников, и поэтому он не испытал того тяжелого
разочарования, которое переживают почти все люди, начинающие мыслить. Вероятно,
детство Киреевского оставило в его душе самое светлое воспоминание; до конца
жизни он дорожил теми лицами, которые управляли его первоначальным воспитанием;
его совершенно удовлетворяли их педагогические приемы, их воззрения на жизнь,
их отношения к разным практическим и теоретическим вопросам; одобряя их понятия,
Киреевский сам успокоивался на них и не чувствовал необходимости стремиться к
чему-нибудь более разумному; спокойно и приятно проведенное детство вместе с
неизгладимыми воспоминаниями оставило в его уме такой густой осадок допотопных
идей, которого не могли сдвинуть с места ни житейские волнения, ни
теоретические размышления. Любознательность Киреевского была очень велика - он
много читал, серьезно задумывался над прочитанным, но как только вычитанные
идеи начинали разрушать образы, населявшие его детство, так он отстранял их
прочь, чистосердечно называя их заблуждениями и не считая даже нужным
останавливаться на вопросе - точно ли это заблуждения. Киреевский любил те
понятия, с которыми он свыкся в детстве; а когда человек любит какую-нибудь
идею, тогда бывает очень трудно убедить его в ее несостоятельности; чтобы
опрокинуть в голове его эту любимую идею, необходим сильный толчок, крутой
переворот или постоянное влияние другого человека, стоящего выше его по
развитию и смотрящего на вещи непредубежденными глазами. Ни того, ни другого не
пришлось испытать Киреевскому.
. . .
Скачать и прочитать весь текст - 23,7 Кб в zip-архиве |
|