Юридическая компания "Петролекс"Юридические и деловые услуги
  БИБЛИОТЕКА КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
библиотека проза поэзия религия наука, образование словари, энциклопедии юмор разное отдохнем от дел Петролекс

Писарев Дмитрий Иванович. Народные книжки

   Сочинения в четырех томах. Том 1. Статьи и рецензии 1859-1862
   М., Государственное издательство художественной литературы, 1955
   OCR Бычков М.Н.
   (Русская азбука  для  народных школ  и  для домашнего  обучения  по новейшей
простейшей   методе.   Издание   Лермантова   и   комп. 1860. - Русская азбука с
наставлением, как  должно учить.  Второе  издание, значительно  дополненное.  В.
Золотова. Издание товарищества "Общественная польза". 1860. - Хрестоматия. - 28,
басен русских баснописцев Измайлова, Хемницера, Дмитриева и Крылова.
   Издание Лермантова  и комп.  1861. -  Беседы в  досужее время.  Рассказы  для
чтения простому  народу.  Издание  А.  Станюковича,  1860.  -  Дедушка  Назарыч.
Рассказ А.  Погосского. 1860.  - Первый  винокур. Древнее  Сказание. -  Механик-
самоучка Кулибин. Соч.  И. Троицкого. Из  "Народного чтения". 1860.  - Дядя  Тит
Антоныч учит, как надо любить ближнего. Соч. Н. С. 1861. - Княгиня
   Ольга, первая русская правительница-христианка. Соч. Н. С. 1861)
   Наконец общество начинает сознавать, что на нем лежит обязанность -  делиться
с народом  знаниями  и  идеями.  Вероятно,  многие  из,  книг,  поименованных  в
заглавии моей  статьи,  написаны  с  добросовестным  желанием  принести  пользу;
вероятно также, что некоторые из них  составлены с промышленною целью; но и это
не беда. Составить предмет спекуляции  может только такое предприятие,  которого
необходимость вошла в общественное  сознание. Разумеется, книга, написанная  для
народа только ради  торгового сбыта,  не делает чести  нравственному чувству  ее
составителя, но самое существование подобной спекуляции - факт отрадный,  потому
что он указывает на большой запрос или по крайней мере на возможность подобного
запроса   в   ближайшем   будущем.   Необходимость народного образования вошла в
общественное сознание, но  между теоретическим и  практическим решением  вопроса
лежит целая бездна. Давно ли в наших журналах рассуждали и спорили о том,  нужна
ли и полезна ли  для народа грамотность? 1  Вопрос этот решен утвердительно,  но
самая   возможность   подобного   спора,  самая необходимость доказывать аксиому
служит осязательным примером того, как ново и непривычно для нас дело  народного
образования. И  это  не  удивительно.  Потребность  умственного  прогресса  была
отодвинута в  нашей жизни  на задний  план, и  мы вместо  истинного  образования
довольствовались одними  внешними условиями  его; мы  не видели  или, лучше,  не
хотели видеть,  что  позади  нас  есть миллионы  других  людей,  которые  именит
одинаковоеправоначеловеческуюжизнь,образование  и социальное
усовершенствование. Теперь  мы  сознаем, что  без  этих миллионов  людей  мы не
далеко уйдем  с своей  привозной  цивилизацией и  с своим  просвещением, взятым
напрокат. Таким образом,  великой задачей нашего  времени становится  умственная
эманципация масс,  через которую  предвидится им  исход к  лучшему положению  не
только их самих,  но и всего  общества. Школой нашего  воспитания является  весь
народ, а воспитателем его образованное меньшинство. В теории мы знаем, что  надо
делать.   Надо   изучить   характер   воспитанника, взвесить те обстоятельства и
обстановку   его   прежней   жизни,   которые   могли иметь влияние на склад его
способностей и  жизни,  надо честным  и  откровенным обращением  приобресть его
доверие, надо узнать его насущные  потребности и наконец, ощупав  действительную
почву, взяться  за дело  так,  как потребуют  обстоятельства,  как бог  на душу
положит, не ожидая от теории решения таких вопросов, которые должны решаться  на
месте, путем какого-то наития и  творческого вдохновения. С такими  требованиями
каждый развитой человек имеет право обратиться к любому порядочному воспитателю,
и, вероятно,  в  этих  требованиях  не будет  ничего  преувеличенного.  Если  же
нельзя браться кое-как, с налета, за  воспитание ребенка, то тем более нельзя с
кой-какими теоретическими сведениями  приступать к воспитанию  народа. В  первом
случае   мы   рискуем   приготовить   обществу   дурного  гражданина, может быть
несчастную   жертву   порока;   во   втором   -   мы   принимаем на себя тяжелую
ответственность за свою нацию. И  если жалко видеть отдельное лицо,  испорченное
ложным воспитанием, то  с каким  же чувством  мы должны  смотреть на  умственный
разврат всего народа? К  сожалению, мы редко задумываемся  над этим вопросом  и,
облачаясь в сан  воспитателя его, оказываем  ему услугу, подобную  той, какую  в
басне Крылова  оказал  медведь  спавшему пустыннику.  Говоря  вообще,  мы плохо
понимаем требования народной жизни, хотя и много кричим на эту тему.  Теоретики,
фразеры, реформаторы с высоты  величия отвлеченной мысли, доктринеры,  фанатики,
готовые умереть  на  словах  за  честь своего  знамени,  энтузиасты,  крикуны  и
махатели   руками   расплодились   неимоверно   в нашем рассыропленном обществе.
Предприятия возникают и лопаются;  теории в один  день создаются и распадаются;
все   как   будто   заняты,   а   дело  двигается медленно вперед. Мы никогда не
отличались особенной энергией,  но теперь на  всех заметна апатия, лихорадочные
порывы и вслед за ними какая-то нравственная усталость и беспощадное равнодушие.
Первое препятствие  охлаждает  нас,  первая  неудача  отбрасывает  наши  силы  в
совершенное бездействие.  Притом  мы давно  привыкли  думать, что  великие дела
можно   делать   посредством   маленьких   людей,  между тем для добросовестного
выполнения и маленького дела нужен если  не великий, то хороший человек. Мы эту
истину ценим мало;  и я  уверен, что, остановив  на улице  тридцать встречных  н
предложив им быть воспитателями  народа, мы получим отказ  разве от одного:  все
прочие точно так же возьмутся за этот труд, как они взялись бы за  переписывание
бумаг. Это признак  совершенного непонимания общественных  интересов и  крайнего
презрения к ним.

. . .

Скачать и прочитать весь текст - 11,1 Кб в zip-архиве

Юридические услуги - регистрация ООО, ИП, фирм, предприятий в Санкт-Петербурге

Трудовая миграция, патенты, разрешения на работу, регистрация иностранцев, приглашения и визы в Россию

Бюро переводов - переводы документов с/на иностранные языки. Апостиль.

 
 
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту страницу:

ГлавнаяРегистрация фирм и ИПМиграция, визыБухгалтерияУслуги гражданамБюро переводовПечатиЭлектроизмеренияКонтакты

© "Петролекс" 1996 - 2017   Рейтинг@Mail.ru