Писарев
Дмитрий Иванович. Народные
книжки
Сочинения в четырех томах. Том 1. Статьи и рецензии 1859-1862
М., Государственное издательство художественной литературы, 1955
OCR Бычков М.Н.
(Русская азбука для народных школ и для домашнего обучения по новейшей
простейшей методе. Издание Лермантова и комп. 1860. - Русская азбука с
наставлением, как должно учить. Второе издание, значительно дополненное. В.
Золотова. Издание товарищества "Общественная польза". 1860. - Хрестоматия. - 28,
басен русских баснописцев Измайлова, Хемницера, Дмитриева и Крылова.
Издание Лермантова и комп. 1861. - Беседы в досужее время. Рассказы для
чтения простому народу. Издание А. Станюковича, 1860. - Дедушка Назарыч.
Рассказ А. Погосского. 1860. - Первый винокур. Древнее Сказание. - Механик-
самоучка Кулибин. Соч. И. Троицкого. Из "Народного чтения". 1860. - Дядя Тит
Антоныч учит, как надо любить ближнего. Соч. Н. С. 1861. - Княгиня
Ольга, первая русская правительница-христианка. Соч. Н. С. 1861)
Наконец общество начинает сознавать, что на нем лежит обязанность - делиться
с народом знаниями и идеями. Вероятно, многие из, книг, поименованных в
заглавии моей статьи, написаны с добросовестным желанием принести пользу;
вероятно также, что некоторые из них составлены с промышленною целью; но и это
не беда. Составить предмет спекуляции может только такое предприятие, которого
необходимость вошла в общественное сознание. Разумеется, книга, написанная для
народа только ради торгового сбыта, не делает чести нравственному чувству ее
составителя, но самое существование подобной спекуляции - факт отрадный, потому
что он указывает на большой запрос или по крайней мере на возможность подобного
запроса в ближайшем будущем. Необходимость народного образования вошла в
общественное сознание, но между теоретическим и практическим решением вопроса
лежит целая бездна. Давно ли в наших журналах рассуждали и спорили о том, нужна
ли и полезна ли для народа грамотность? 1 Вопрос этот решен утвердительно, но
самая возможность подобного спора, самая необходимость доказывать аксиому
служит осязательным примером того, как ново и непривычно для нас дело народного
образования. И это не удивительно. Потребность умственного прогресса была
отодвинута в нашей жизни на задний план, и мы вместо истинного образования
довольствовались одними внешними условиями его; мы не видели или, лучше, не
хотели видеть, что позади нас есть миллионы других людей, которые именит
одинаковоеправоначеловеческуюжизнь,образование и социальное
усовершенствование. Теперь мы сознаем, что без этих миллионов людей мы не
далеко уйдем с своей привозной цивилизацией и с своим просвещением, взятым
напрокат. Таким образом, великой задачей нашего времени становится умственная
эманципация масс, через которую предвидится им исход к лучшему положению не
только их самих, но и всего общества. Школой нашего воспитания является весь
народ, а воспитателем его образованное меньшинство. В теории мы знаем, что надо
делать. Надо изучить характер воспитанника, взвесить те обстоятельства и
обстановку его прежней жизни, которые могли иметь влияние на склад его
способностей и жизни, надо честным и откровенным обращением приобресть его
доверие, надо узнать его насущные потребности и наконец, ощупав действительную
почву, взяться за дело так, как потребуют обстоятельства, как бог на душу
положит, не ожидая от теории решения таких вопросов, которые должны решаться на
месте, путем какого-то наития и творческого вдохновения. С такими требованиями
каждый развитой человек имеет право обратиться к любому порядочному воспитателю,
и, вероятно, в этих требованиях не будет ничего преувеличенного. Если же
нельзя браться кое-как, с налета, за воспитание ребенка, то тем более нельзя с
кой-какими теоретическими сведениями приступать к воспитанию народа. В первом
случае мы рискуем приготовить обществу дурного гражданина, может быть
несчастную жертву порока; во втором - мы принимаем на себя тяжелую
ответственность за свою нацию. И если жалко видеть отдельное лицо, испорченное
ложным воспитанием, то с каким же чувством мы должны смотреть на умственный
разврат всего народа? К сожалению, мы редко задумываемся над этим вопросом и,
облачаясь в сан воспитателя его, оказываем ему услугу, подобную той, какую в
басне Крылова оказал медведь спавшему пустыннику. Говоря вообще, мы плохо
понимаем требования народной жизни, хотя и много кричим на эту тему. Теоретики,
фразеры, реформаторы с высоты величия отвлеченной мысли, доктринеры, фанатики,
готовые умереть на словах за честь своего знамени, энтузиасты, крикуны и
махатели руками расплодились неимоверно в нашем рассыропленном обществе.
Предприятия возникают и лопаются; теории в один день создаются и распадаются;
все как будто заняты, а дело двигается медленно вперед. Мы никогда не
отличались особенной энергией, но теперь на всех заметна апатия, лихорадочные
порывы и вслед за ними какая-то нравственная усталость и беспощадное равнодушие.
Первое препятствие охлаждает нас, первая неудача отбрасывает наши силы в
совершенное бездействие. Притом мы давно привыкли думать, что великие дела
можно делать посредством маленьких людей, между тем для добросовестного
выполнения и маленького дела нужен если не великий, то хороший человек. Мы эту
истину ценим мало; и я уверен, что, остановив на улице тридцать встречных н
предложив им быть воспитателями народа, мы получим отказ разве от одного: все
прочие точно так же возьмутся за этот труд, как они взялись бы за переписывание
бумаг. Это признак совершенного непонимания общественных интересов и крайнего
презрения к ним.
. . .
Скачать и прочитать весь текст - 11,1 Кб в zip-архиве |
|