Писарев
Дмитрий Иванович. Московские
мыслители
Сочинения в четырех томах. Том 1. Статьи и рецензии 1859-1862
М., Государственное издательство художественной литературы, 1955
(Критический отдел "Русского вестника" за 1861 год)
I
Гейне в одном из своих посмертных стихотворений говорит, что мир
представляется молодою красавицею или брокенскою ведьмою, смотря по тому, через
какие очки на него взглянуть - через выпуклые или через вогнутые. Если верить
на слово поэту, если предположить, что можно надевать себе на нос разные очки и
вместе с тем менять взгляды на жизнь и на ее явления, то мы принуждены будем
сознаться в том, что наше зрение радикально испорчено вогнутыми очками; чуть
только мы попробуем заменить их другими или просто снять их долой, перед нашими
глазами расстелется такой густой туман, который помешает нам распознавать
контуры самых близких к нам предметов. Наше зрение слишком слабо для того,
чтобы охватить все мироздание, но те крошечные уголки, которые нам доступны,
кажутся нам такими неизящными шероховатостями и такими глубокими морщинами,
которые гораздо легче себе представить на старой физиономии брокенской ведьмы,
чем на свежем, прелестном лице молодой красавицы. Мы любим природу, но ее нет у
нас под руками; ведь не в Петербурге же любоваться природою; не заниматься же,
из любви к природе, метеорологическими наблюдениями над сырою и холодною
погодою, не изучать же различные видоизменения гранита и не умиляться же над
различными оттенками петербургского тумана. Поневоле придется, при всем
пристрастии к безгрешной растительной природе, обратить все свое внимание на
грешного человека, который здесь, как и везде, или сам страдает, или выезжает
на страданиях другого. Как посмотришь на людские отношения, как послушаешь
разнородных суждений, словесных, рукописных и печатных, как вглядишься в то
впечатление, которое производят эти суждения, то мысль о выпуклых очках и о
красавице отлетит на неизмеримо далекое расстояние. Уродливые черты брокенской
ведьмы явятся перед глазами с такою ужасающею яркостью и отчетливостью, что
иному юному наблюдателю сделается не на шутку страшно; он быстро проведет руною
по глазам, в надежде сорвать проклятые очки и разогнать ненавистную
галлюцинацию; но галлюцинация останется ярка попрежнему, и юный наблюдатель
заметит не без волнения, что вогнутые очки срослись с его глазами и что ему
придется зажмуриться, чтобы не видать тех образов, которые пугают его
воображение. Иные, боясь за свои впечатлительные нервы, действительно
зажмуриваются и постепенно возвращаются к тому вожделенному состоянию
спокойствия, которое было нарушено неосторожным прикосновением к вогнутым очкам;
другие, более крепкие и в то же время более увлекающиеся, продолжают смотреть,
всматриваться, громко сообщают другим отчет о том, что видят, и не обращают
внимания на то, что их речи встречают к себе равнодушие и насмешки в слушателях,
что изображаемые ими картины принимаются за галлюцинации, за бредни
расстроенного мозга; они продолжают говорить, воодушевляясь сильнее и сильнее;
их воодушевление постепенно переходит в их слушателей; их речи начинают
возбуждать к себе сочувствие; они волнуют и тревожат, они шевелят лучшие
чувства, вызывают наружу лучшие стремления; вокруг говорящего группируется
толпа людей, готовых переработывать жизнь и умеющих взяться за дело; но между
тем сам говорящий изнурен колоссальным, продолжительным напряжением энергии;
его измучили уродливые образы, на которых он долго сосредоточивал свое внимание;
его истомила та борьба, которую ему пришлось выдержать с недоверием и
недоброжелательством слушателей; его голос дрожит в обрывается в ту самую
минуту, когда все окружающие прислушиваются к нему с любовью и с упованием;
герой валится в могилу.
Такова общая биографическая история отрицательного направления в нашей
литературе; 1 недаром большая часть писателей, изображавших темную сторону
жизни, находили свой труд тяжелым и лично для себя неблагодарным; недаром
Гоголь проводит параллель между двумя писателями; ту же параллель повторяет
Некрасов, 2 конечно не из подражания Гоголю, а именно потому, что такого рода
параллель естественно напрашивается в сознание и в чувство отрицателя. Тяжела,
утомительна, убийственна задача отрицательного писателя; но для него нет выбора;
ведь не может же он помириться с теми явлениями, которые возбуждают в нем
глубокое физиологическое отвращение; нельзя же ему ни себя переделать под лад
окружающей жизни, ни эту жизнь пересоздать так, чтобы она ему нравилась и
возбуждала его сочувствие. Стало быть, приходится или молчать, или говорить
горячо, желчно, порою насмешливо, волнуя и терзая других и самого себя.
Неизбежность отрицательного направления начала понимать наша публика. Что само
по себе это отрицательное направление представляет патологическое явление, в
этом я нисколько не сомневаюсь; доказывать его нормальность и законность quand
meme Во что бы то ни стало (франц.). - Ред. значило бы доказывать вместе с тем
нормальность и законность тех условий жизни, которые вызывают против себя
сдержанную оппозицию и глухой протест. Те журналисты, которые подвергают
серьезной критике существующие идеи, те писатели, которые выводят в своих
эпических и драматических произведениях грязь жизни без выкупающих сторон, без
утешительных прикрас, нисколько не думают дописаться до бессмертия. Что
подумают о них потомки, скажут ли они им спасибо, раскупят ли они нарасхват
какое-нибудь пятнадцатое издание их сочинений, все это, право, такие вопросы,
которые нисколько не занимают честного писателя, честно выражающего свое
неудовольствие против разных современных неудобств и странностей. Когда у
такого писателя является потребность развить несколько мыслей по поводу того
или другого явления, тогда он берется за перо только с одним желанием: чтобы те
люди, которым попадется в руки его книга или статья, поняли, какие
обстоятельства отразились в процессе его мышления и наложили свою печать на его
литературное или критическое произведение. Надо только, чтобы между публикою и
писателем существовало такого рода взаимное понимание, по которому бы публика
видела и понимала связь между видимыми следствиями и необнаруженными причинами.
Писателю надо желать, чтобы его произведение только будило в читателе
деятельность мозга, только наталкивало его на известный ряд идей, и чтобы
читатель, следуя этому импульсу, сам выводил бы для себя крайние заключения из
набросанных эскизов. Такого рода читатели, договаривающие для самих себя то,
что недосказано и недописано, начинают формироваться мало-помалу; дайте нашим
писателям такую публику, которая бы понимала каждое их слово, и тогда, поверьте,
они с величайшим удовольствием согласятся на то, чтобы их внуки забыли о их
существовании или назвали их кислыми, бестолковыми ипохондриками. Работать для
будущих поколений, конечно, очень возвышенно; но думать о лавровых венках и об
историческом бессмертии, когда надо перебиваться со дня на день, отстаивая от
разрушительного или опошляющего действия жизни то себя, то другого, то мужчину,
то женщину, - это, воля ваша, как-то смешно и приторно; это напоминает Манилова,
мечтающего о том, как он соорудит каменный мост, а на мосту построит каменные
лавки.
Очень может быть, что "Русский вестник", с своею основательною ученостью, с
своею эстетическою критикою, с своим солидным уважением к нашей милой старине и
к нашему прекрасному настоящему, будет читаться и перепечатываться нашими
потомками, которым, конечно, будут совершенно неизвестны имена задорных
журналов, печатающих вздор, подобный теперешней моей статье. Мы не гонимся за "
Русским вестником", не отбиваем у него прав на бессмертие, не составляем ему
конкуренции; мы знаем, что не далеко ушли бы по той дороге, по которой шествуют
московские мудрецы; 3 проклятая натура взяла бы свое, и, сквозь чинно
отмеренные фразы серьезного беспристрастия, послышались бы звуки сдержанного
хохота и негодующей иронии; да нам и нельзя подражать "Русскому вестнику"; нам
никто не поверил бы; подумали бы, что мы все это неспроста говорим; стали бы
доискиваться какого-нибудь скрытого смысла и доискались бы, благодаря своей
догадливости, чего-нибудь такого, о чем мы бы сами и во сне не бредили. Дойдет
или не дойдет "Русский вестник" до того храма бессмертия, в который он
решительно возбраняет доступ всем писателям, опозорившим себя отрицательным
направлением, этого я не знаю; это не мое дело, и я этим вопросом решительно не
интересуюсь. Что дает "Русский вестник" для нас, для наших современников, это
совсем другой вопрос, и отвечать на этот вопрос я считаю очень не лишним; ведь
у "Русского вестника" есть и в наше время читатели; не все же те люди, которые
уважали его в первые годы его существования, махнули на него рукой за его
литературные подвиги 1861 года. На этом-то основании я и решаюсь посвятить
несколько страниц на то, чтобы с точки зрения человека, пишущего журнальную
критическую статью в начале 1862 года, перебрать те литературные мнения,
которые "Русский вестник" в последнее время подносил своим читателям.
. . .
Скачать и прочитать весь текст - 15,4 Кб в zip-архиве |
|