Писарев
Дмитрий Иванович. Идеализм
Платона
Сочинения в четырех томах. Том 1. Статьи и рецензии 1859-1862
М., Государственное издательство художественной литературы, 1955
(Обозрение философской деятельности Сократа и Платона, по Целлеру; составил
Клеванов)
Есть такие привилегированные личности, которых имена пользуются особенною,
часто незаслуженною и не всегда лестною популярностью. Вы встретите имя такой
личности и в учебнике, и в собрании анекдотов для детей, и, пожалуй, даже в
прописях. Действительная физиономия этой личности от частого употребления ее
имени как-то стирается и заменяется каким-то условным понятием; личность
делается представителем целого типа или воплощает в себе какое-нибудь отдельное
качество и доводит его в себе до небывалых и невозможных размеров. Кто,
например, в дни детства или юношества не воображал себе Баярда представителем
рыцарства, хотя Баярд жил в такое время, когда рыцарство, особенно во Франции,
превращалось уже в анахронизм? Кто не видел в Генрихе IV, короле французском,
воплощения кротости и какого-то простоватого добродушия? Кто не смотрел на
Платона, Сократа и Сенеку как на светила мира, воплотившие в себе всю мудрость
греков и римлян? Эти светила мира, эти фокусы добродетели прославляются в
учебниках, в которых, конечно, вы не найдете о них ничего, кроме возгласов,
более или менее бесцветных и риторичных. Не подражая голословности учебников,
многие серьезные исследования разделяют с ними подобострастное отношение к этим
избраннымличностям.Ослепленныеблескомимени,имеющего за себя
двухтысячелетний авторитет, исследователи, особенно немцы, проходя перед этими
личностями,обезоруживаютсвоюкритику,скромнопотупляют взоры и
ограничиваются в отношении к ним ролью почтительного и аккуратного передатчика.
Видно, что над ними тяготеет авторитет предания и школы. Излагая историю
греческой философии, принято как-то относиться покровительственно к элеатской
школе, к Гераклиту и Демокриту, к Пифагору и Анаксагору, потом с негодованием
упомянуть о софистах, потом умилиться над личностью и судьбою Сократа,
поклониться в пояс Платону, его Димиургу 1 и Идеям, назвать Аристотеля великим
учеником его, часто несправедливым к великому учителю, потом разругать Эпикура,
посмеяться над скептиками и выразить добродетельное сочувствие возвышенным
доблестям стоиков. Это принято; этого требуют интересы _нравственности_ 2
которую так ревниво берегут многие псевдохудожники и многие действительные
труженики на обширном и так часто неблагодарном иоле науки. Эти нравственные
воззрения, которые чуть ли не две тысячи лет проводятся в книгах и рукописях,
часто не имеющих ни малейшего отношения к вопросам практической нравственности,
поставили Сократа и Платона на тот несокрушимый пьедестал, с которого я,
конечно, не попытаюсь свести почтенных стариков. Пусть они остаются на этих
пьедесталах, но только повыше, подальше от нас; пусть их идеи почитаются
святынею, непонятною и непригодною для нашего ветреного и безнравственного века
и поколения. Пусть их возвышенный идеализм служит предметом благоговения для
немногих избранных и пусть эти избранные гонят прочь непосвященную чернь,
которую так не любит фешенебельный Гораций 3 и в ряды которой охотно вмешаемся
мы и охотно вмешали бы нашего читателя. Но мы не шутим: мне кажется, что книга
г. Клеванова уже по выбору предмета может быть признана высоко-бесполезною и
бесполезно-высокою попыткою популяризировать то, что не может и не должно быть
популярно; кто хочет писать для всей читающей публики, тот должен обработать
предмет живою, самородною критикою, взяться за дело с смелыми литературными
приемами, произнести свое суждение, сказать живое, задушевное слово, хотя бы о
мертвом и застывшем предмете. Что же касается до пионеров общества, до
специалистов, то вряд ли извлечение из Целлера будет для них особенно
драгоценным приобретением. Специалисты - народ упрямый и склонный к сомнению;
они любят добираться до источников и не загребают жара чужими руками.
Диалектические тонкости, наполняющие собою большую часть книги г. Клеванова,
для публики слишком тонки, бесцветны и бесцельны, слишком недоступны здравому
смыслу, а для специалиста они слишком не новы. В одном только пункте г.
Клеванов мог придать своему труду свежий колорит и живое биение; он мог бы
показать отношение Сократа и Платона к практической действительности, к
вопросам общественной жизни, к интересам народа, отдельной личности и
государства. Он мог бы остановиться на практических следствиях идеализма и
взвесить трезвою критикою особенности того влияния, которое этот идеализм мог
оказать на человеческую личность и на отношения между людьми в семействе и
государстве. Г. Клеванов этого не сделал; не сделал он этого потому, что над
ним тяготеют два авторитета, Платон и Целлер; чтобы обсудить как следует, с
современной или просто с человеческой точки зрения, поставленные выше вопросы,
надо решиться думать своим умом, а это такая смелость, до которой и теперь не
всякий охотник. Перед тенями Платона и Сократа благоговеет г. Клеванов; от
печатной буквы Целлера он отступить не решается; при таких условиях мудрено
сказать живое слово об идеализме; мудрено, во-первых, потому, что мысли, взятые
у другого, в чужих руках всегда отзываются холодною сухостью, а во-вторых,
потому, что Целлер, как немецкий теоретик, рассматривает Платона, любуясь
красотою и стройностью системы и не обращая внимания на степень ее внутренней
состоятельности и практической пригодности. У немецких мыслителей и критиков
есть один очень честный, но часто дон-кихотский прием - становиться на точку
зрения противника и сражаться с ним его же оружием. Таким путем вы можете
уличить его в непоследовательности, но не уличите в непрактичности, потому что
практическая жизнь представляется каждому различно, смотря по его темпераменту,
по его положению, по степени и по условиям его развития. Мне кажется, критик
может идти по другому пути: он может не требовать от себя полной и бесстрастной
объективности, не переноситься искусственно в чужое воззрение и оставаться
полным человеком с живыми убеждениями, с ясно обозначенными и нимало не
скрываемыми симпатиями и антипатиями. Он может представить читателю сущность
разбираемых им мыслей, потом развить свои идеи, показать между теми и другими
точки соприкосновения и разногласия, защитить свои положения от нападков и
возражений, могущих прийти на ум читателю, и, наконец, представить самому
читателю выбор между ним и предметом его рецензии.
. . .
Скачать и прочитать весь текст - 25,8 Кб в zip-архиве |
|