Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова.">
Юридическая компания "Петролекс"Юридические и деловые услуги
  БИБЛИОТЕКА КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
библиотека проза поэзия религия наука, образование словари, энциклопедии юмор разное отдохнем от дел Петролекс

Писарев Дмитрий Иванович. Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова

   Сочинения в четырех томах. Том 1. Статьи и рецензии 1859-1862
   М., Государственное издательство художественной литературы, 1955
   I
   Сколько лет уже живут люди на свете,  сколько времени толкуют они о том,  как
бы устроить свою  жизнь поизящнее  и поудобнее,  а до  сих пор  самые простые и
положительно необходимые  отношения  не установились  как  следует. До  сих пор
мужчина и  женщина  мешают друг  другу  жить, до  сих пор  они  взаимно, самыми
разнообразными и утонченными средствами,  отравляют друг другу жизнь.  Разойтись
они не могут, сойтись как следует не умеют и, инстинктивно стараясь  сблизиться,
запутываются в такие сложные,  мучительные, неестественные отношения, о  которых
свежий человек с здоровым  мозгом не может  себе составить даже приблизительно-
верного понятия.  Мужчина  гнетет  женщину  и  клевещет  на  нее.  Взгляните  на
восточные гаремы,  вспомните  о  тех  законах,  но  которым  вдова  должна  была
сжигаться на костре  покойного мужа, вспомните  те странные статьи первобытного
уголовного   кодекса,   в   силу   которых   нарушительница супружеской верности
подвергалась смертной  казни  или  по меньшей  мере  жестокому  и унизительному
телесному наказанию, -  вспомните все  это, и вы  увидите ясно,  что на  стороне
мужчины всегда  находились сила,  власть и  неоцененное право  мучить по  своему
благоусмотрению подчиненную, безответную и, сравнительно с ним, слабую спутницу.
Загляните   потом   в   литературу   всех  народов, начиная с древнейших времен,
пересчитайте, если у нас на  то хватит сил и  сведений, все ядовитые или просто
грязные обвинения, направленные против женщины вообще, и вы увидите так же ясно,
что мужчина, постоянно  развращавший женщину  гнетом своего  крепкого кулака,  в
то же время  постоянно обвинял ее  в умственной неразвитости,  в отсутствии  тех
или других  высоких добродетелей,  в  наклонности к  тем или  другим преступным
слабостям.   Обвинения   эти   делались,   конечно,  чисто с точки зрения самого
обвинителя, который в своем собственном деле являлся обыкновенно истцом, судьею,
присяжным   и   палачом.   Если,   например, молодому образованному греку времен
Перикла было скучно сидеть с своею  женою, которая не знала ничего, кроме своих
рабынь и  шерстяной  пряжи, то  он  громко обвинял  ее  в тупоумии  и  уходил с
веселыми приятелями к  модной гетере,  где, конечно,  находил полное  сочувствие
своему семейному  горю,  а вслед  за  сочувствием отыскивал  и  утешение. Жена,
существо молодое, свежее, способное развиваться и наслаждаться, оставалась одна,
не смея даже  роптать, с тихим,  затаенным вздохом принималась  опять за  пряжу,
робко   поджидала   возвращения   господина-супруга,   стыдливо   принимала  его
полупьяные ласки  и,  не получая  ниоткуда  притока свежего  воздуха, постоянно
тупела и с каждым днем сильнее  и сильнее надоедала своему мужу. Возьмем другой
пример.
   Если   богатый   мусульманин,   владетель   великолепного   гарема,   не имел
возможности любить с одинаковою силою всех своих  жен и любовниц и если одна  из
оставленных   одалиск   искала   себе   утешения   в   какой-нибудь  посторонней
привязанности, если  она успевала  склонить  стражу и  украдкой ввести  в гарем
своего возлюбленного, - хозяин и  властелин считал себя смертельно  оскорбленным
и   самым   жестоким   образом   вымещал   свою   обиду   на своей возмутившейся
собственности. Эта  собственность  зашивалась  в мешок  и  отправлялась  на дно
ближайшей реки или немилосердно уродовалась палками, плетьми, розгами и  другими
исправительными орудиями, принадлежащими к той же категории.
   Но все это, скажет читатель, примеры,  взятые из отдаленного прошлого или  из
другой, уродливо  сложившейся  цивилизации!  Хорошо,  возьмем  пример  из  наших
времен и из нашего  быта. Года четыре  тому назад в  нашем отечестве был  поднят
вопрос о  воспитании;  появилось несколько  педагогических  журналов, и  в них,
между прочим, заговорили очень речисто о женщине. На наших женщин напали с двух
сторон: во-первых, их раскритиковали в пух как воспитательниц; во-вторых, -  как
часть   воспитывающегося   и   вырастающего   молодого   поколения.   Матерям  и
воспитательницам   наша   литература   говорила   безо   всяких   обиняков:  "Вы
воспитываете скверно,  вы сами  пусты,  вы живете  нарядами  и выездами,  вы не
думаете о страшной ответственности, которая лежит на вас перед обществом,  перед
родиною, перед собственною  совестью. Покайтесь  и обратитесь  на путь  истины".
Обращаясь к воспитанницам,  литература наша даже  их умела обвинить  в том,  что
они получили с  самых малых лет  скверное направление, что они  не любят науки,
равнодушны   к   интересам   своего   развития, обожают своих учителей, начинают
кокетничать чуть не с пеленок  и, достигши шестнадцатилетнего возраста,  норовят
выйти замуж за кого попало. Я возьму  только один факт этого обвинения и  докажу
вам, что  по своей  идее он  нисколько не  лучше тех  двух примеров,  которые  я
привел выше.
   В первом примере грек дуется на свою  жену за ее неразвитость, которую он  же
сам поддерживает в ней своим обращением с нею.
   Во втором примере  мусульманин колотит свою  одалиску за неверность, которую
он же сам вызывает своею невнимательностью.
   В третьем  примере литераторы  наши ругают  женщин за  их ветреность,  за  их
пустоту, которая  поддерживается складом  всего общества  и в  которой  виноваты
одни мужчины, как единственные деятельные члены этого общества.
   Наши русские  матери  плохо  воспитывают,  -  согласен;  да  где  ж  им  было
научиться приемам  здравой педагогики?  Где им  было проникнуться  человеческими
идеями? Наши матери занимаются устройством своих куафюр или маринованием грибов,
- опять-таки согласен. Да что же им  делать, когда они ничего лучшего не  знают?
А не знают они потому, что с  ними никто по-человечески не говорил. Виноваты  же
в этом  одни  мужчины,  потому что  мужчины  дирижируют  оркестром общественных
убеждений и являются з. Если  выходит разладица, они же  сами за это отвечают и
на себя должны пенять.
   Наши девушки кокетничают потому,  что никто не  умеет шевельнуть как следует
их ума; молодые силы  ищут себе исхода и,  не находя себе разумного  приложения,
обращаются на пустяки и тратятся на  нелепости; девушка старается выйти замуж  -
это очень похвально  и благоразумно; желая  этого, она повинуется естественному
голосу   физической   природы   и   показывает   в  себе присутствие свежих сил,
потребность любви и  наслаждения; кроме  того, она очень  хорошо понимает,  что,
выходя   замуж,   она   становится   свободнее,   чем   была  прежде, находясь в
родительском   доме;   если   она   ищет   для  себя личной свободы, значит, она
инстинктивно или сознательно  понимает ее цену.  Кто стремится к независимости,
тот   во   всяком   случае   оказывается   сильнее, умнее и энергичнее человека,
мирящегося с своим подчиненным положением.
   Чтобы выйти замуж,  многие девушки  пускают в  ход неблагообразные  средства;
они стараются  понравиться,  продают товар  лицом,  кокетничают; все  это очень
нехорошо, но опять-таки в этом виноваты мужчины. Если бы мужчинам не.  нравились
кокетки, если бы  мужчины требовали  от женщин серьезного  ума, если  бы они  не
довольствовались легкою  грациею, тогда  кокетство сделалось  бы невозможным.  А
кричать в литературе  против того зла,  которое поощряешь в  жизни, бесцельно  и
бесполезно. Валить  нравственную ответственность  на такое  существо, которое  в
течение всей своей жизни находится в зависимости, несправедливо и  неблагородно.
Пора, мне  кажется,  сказать  решительно  и откровенно:  женщина  ни  в  чем  не
виновата. Она  постоянно  является  страдалицею, жертвою  или  по  крайней мере
страдательным лицом. Если случается иногда, что женщина отравляет  существование
доброго, честного  и  умного  мужчины,  то  в  этом  случае  совершается  только
круговая порука. Женщина  вымещает на своем  муже то зло, которое  ей сделали в
доме отца; ее испортили,
   - она и является испорченною;  а все-таки в существовании портящих  элементов
виновата не женщина.  Она в  полном смысле  -слова -  продукт известных  бытовых
форм и условий, и  притом продукт, не имеющий  никакой возможности заявить  свой
протест. Даже мужчина, недовольный тою жизнью, на которую обрекают его  понятия,
укоренившиеся в обществе,  бывает принужден выдержать  страшную борьбу, - такую
борьбу, которая обыкновенно истощает до последней капли живые силы его личности;
большая часть  мужчин не  доводят этой  борьбы до  конца, смиряются  и  склоняют
голову,   признавая   себя   побежденными;   кто остается победителем, тот скоро
умирает от последствий непомерных усилий.

. . .

Скачать и прочитать весь текст - 50,4 Кб в zip-архиве

Юридические услуги - регистрация ООО, ИП, фирм, предприятий в Санкт-Петербурге

Трудовая миграция, патенты, разрешения на работу, регистрация иностранцев, приглашения и визы в Россию

Бюро переводов - переводы документов с/на иностранные языки. Апостиль.

 
 
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту страницу:

ГлавнаяРегистрация фирм и ИПМиграция, визыБухгалтерияУслуги гражданамБюро переводовПечатиЭлектроизмеренияКонтакты

© "Петролекс" 1996 - 2017   Рейтинг@Mail.ru