Писарев
Дмитрий Иванович. Женские типы в
романах и повестях Писемского,
Тургенева и Гончарова
Сочинения в четырех томах. Том 1. Статьи и рецензии 1859-1862
М., Государственное издательство художественной литературы, 1955
I
Сколько лет уже живут люди на свете, сколько времени толкуют они о том, как
бы устроить свою жизнь поизящнее и поудобнее, а до сих пор самые простые и
положительно необходимые отношения не установились как следует. До сих пор
мужчина и женщина мешают друг другу жить, до сих пор они взаимно, самыми
разнообразными и утонченными средствами, отравляют друг другу жизнь. Разойтись
они не могут, сойтись как следует не умеют и, инстинктивно стараясь сблизиться,
запутываются в такие сложные, мучительные, неестественные отношения, о которых
свежий человек с здоровым мозгом не может себе составить даже приблизительно-
верного понятия. Мужчина гнетет женщину и клевещет на нее. Взгляните на
восточные гаремы, вспомните о тех законах, но которым вдова должна была
сжигаться на костре покойного мужа, вспомните те странные статьи первобытного
уголовного кодекса, в силу которых нарушительница супружеской верности
подвергалась смертной казни или по меньшей мере жестокому и унизительному
телесному наказанию, - вспомните все это, и вы увидите ясно, что на стороне
мужчины всегда находились сила, власть и неоцененное право мучить по своему
благоусмотрению подчиненную, безответную и, сравнительно с ним, слабую спутницу.
Загляните потом в литературу всех народов, начиная с древнейших времен,
пересчитайте, если у нас на то хватит сил и сведений, все ядовитые или просто
грязные обвинения, направленные против женщины вообще, и вы увидите так же ясно,
что мужчина, постоянно развращавший женщину гнетом своего крепкого кулака, в
то же время постоянно обвинял ее в умственной неразвитости, в отсутствии тех
или других высоких добродетелей, в наклонности к тем или другим преступным
слабостям. Обвинения эти делались, конечно, чисто с точки зрения самого
обвинителя, который в своем собственном деле являлся обыкновенно истцом, судьею,
присяжным и палачом. Если, например, молодому образованному греку времен
Перикла было скучно сидеть с своею женою, которая не знала ничего, кроме своих
рабынь и шерстяной пряжи, то он громко обвинял ее в тупоумии и уходил с
веселыми приятелями к модной гетере, где, конечно, находил полное сочувствие
своему семейному горю, а вслед за сочувствием отыскивал и утешение. Жена,
существо молодое, свежее, способное развиваться и наслаждаться, оставалась одна,
не смея даже роптать, с тихим, затаенным вздохом принималась опять за пряжу,
робко поджидала возвращения господина-супруга, стыдливо принимала его
полупьяные ласки и, не получая ниоткуда притока свежего воздуха, постоянно
тупела и с каждым днем сильнее и сильнее надоедала своему мужу. Возьмем другой
пример.
Если богатый мусульманин, владетель великолепного гарема, не имел
возможности любить с одинаковою силою всех своих жен и любовниц и если одна из
оставленных одалиск искала себе утешения в какой-нибудь посторонней
привязанности, если она успевала склонить стражу и украдкой ввести в гарем
своего возлюбленного, - хозяин и властелин считал себя смертельно оскорбленным
и самым жестоким образом вымещал свою обиду на своей возмутившейся
собственности. Эта собственность зашивалась в мешок и отправлялась на дно
ближайшей реки или немилосердно уродовалась палками, плетьми, розгами и другими
исправительными орудиями, принадлежащими к той же категории.
Но все это, скажет читатель, примеры, взятые из отдаленного прошлого или из
другой, уродливо сложившейся цивилизации! Хорошо, возьмем пример из наших
времен и из нашего быта. Года четыре тому назад в нашем отечестве был поднят
вопрос о воспитании; появилось несколько педагогических журналов, и в них,
между прочим, заговорили очень речисто о женщине. На наших женщин напали с двух
сторон: во-первых, их раскритиковали в пух как воспитательниц; во-вторых, - как
часть воспитывающегося и вырастающего молодого поколения. Матерям и
воспитательницам наша литература говорила безо всяких обиняков: "Вы
воспитываете скверно, вы сами пусты, вы живете нарядами и выездами, вы не
думаете о страшной ответственности, которая лежит на вас перед обществом, перед
родиною, перед собственною совестью. Покайтесь и обратитесь на путь истины".
Обращаясь к воспитанницам, литература наша даже их умела обвинить в том, что
они получили с самых малых лет скверное направление, что они не любят науки,
равнодушны к интересам своего развития, обожают своих учителей, начинают
кокетничать чуть не с пеленок и, достигши шестнадцатилетнего возраста, норовят
выйти замуж за кого попало. Я возьму только один факт этого обвинения и докажу
вам, что по своей идее он нисколько не лучше тех двух примеров, которые я
привел выше.
В первом примере грек дуется на свою жену за ее неразвитость, которую он же
сам поддерживает в ней своим обращением с нею.
Во втором примере мусульманин колотит свою одалиску за неверность, которую
он же сам вызывает своею невнимательностью.
В третьем примере литераторы наши ругают женщин за их ветреность, за их
пустоту, которая поддерживается складом всего общества и в которой виноваты
одни мужчины, как единственные деятельные члены этого общества.
Наши русские матери плохо воспитывают, - согласен; да где ж им было
научиться приемам здравой педагогики? Где им было проникнуться человеческими
идеями? Наши матери занимаются устройством своих куафюр или маринованием грибов,
- опять-таки согласен. Да что же им делать, когда они ничего лучшего не знают?
А не знают они потому, что с ними никто по-человечески не говорил. Виноваты же
в этом одни мужчины, потому что мужчины дирижируют оркестром общественных
убеждений и являются з. Если выходит разладица, они же сами за это отвечают и
на себя должны пенять.
Наши девушки кокетничают потому, что никто не умеет шевельнуть как следует
их ума; молодые силы ищут себе исхода и, не находя себе разумного приложения,
обращаются на пустяки и тратятся на нелепости; девушка старается выйти замуж -
это очень похвально и благоразумно; желая этого, она повинуется естественному
голосу физической природы и показывает в себе присутствие свежих сил,
потребность любви и наслаждения; кроме того, она очень хорошо понимает, что,
выходя замуж, она становится свободнее, чем была прежде, находясь в
родительском доме; если она ищет для себя личной свободы, значит, она
инстинктивно или сознательно понимает ее цену. Кто стремится к независимости,
тот во всяком случае оказывается сильнее, умнее и энергичнее человека,
мирящегося с своим подчиненным положением.
Чтобы выйти замуж, многие девушки пускают в ход неблагообразные средства;
они стараются понравиться, продают товар лицом, кокетничают; все это очень
нехорошо, но опять-таки в этом виноваты мужчины. Если бы мужчинам не. нравились
кокетки, если бы мужчины требовали от женщин серьезного ума, если бы они не
довольствовались легкою грациею, тогда кокетство сделалось бы невозможным. А
кричать в литературе против того зла, которое поощряешь в жизни, бесцельно и
бесполезно. Валить нравственную ответственность на такое существо, которое в
течение всей своей жизни находится в зависимости, несправедливо и неблагородно.
Пора, мне кажется, сказать решительно и откровенно: женщина ни в чем не
виновата. Она постоянно является страдалицею, жертвою или по крайней мере
страдательным лицом. Если случается иногда, что женщина отравляет существование
доброго, честного и умного мужчины, то в этом случае совершается только
круговая порука. Женщина вымещает на своем муже то зло, которое ей сделали в
доме отца; ее испортили,
- она и является испорченною; а все-таки в существовании портящих элементов
виновата не женщина. Она в полном смысле -слова - продукт известных бытовых
форм и условий, и притом продукт, не имеющий никакой возможности заявить свой
протест. Даже мужчина, недовольный тою жизнью, на которую обрекают его понятия,
укоренившиеся в обществе, бывает принужден выдержать страшную борьбу, - такую
борьбу, которая обыкновенно истощает до последней капли живые силы его личности;
большая часть мужчин не доводят этой борьбы до конца, смиряются и склоняют
голову, признавая себя побежденными; кто остается победителем, тот скоро
умирает от последствий непомерных усилий.
. . .
Скачать и прочитать весь текст - 50,4 Кб в zip-архиве |
|