Гофман Эрнст
Теодор Амадей. Магнетизер
Семейная хроника
СНЫ — ПЕНОЙ ПОЛНЫ
— Сны — пеной полны, — молвил старый барон, протягивая руку к шнуру звонка и
собираясь вызвать старика Каспара, чтобы тот посветил ему в комнате; было уже
поздно, осенний ветер гулял по холодной летней зале, и Мария, закутавшись в
шаль и прикрыв глаза, казалось, не могла более противиться одолевавшей ее
дремоте. — И все же, — продолжил барон, отведя руку от звонка, подавшись вперед
в кресле и опершись ладонями о колени, -мне почему-то то и дело приходят на ум
странные сны моей юности.
— Ах, любезный батюшка, — возразил Отмар, — разве бывают не странные
сновидения; однако лишь те из них, что возвещают о каком-нибудь необычайном
явлении — говоря словами Шиллера: «так ход событий важных предваряют их
призраки»*, — те, что как бы против нашей воли низвергают нас в темное
таинственное царство, куда с таким трудом проникает наш робкий взор, лишь они
воздействуют на нас с той силой, которую невозможно отрицать.
— Сны — пеной полны, — глуховатым голосом повторил барон.
— Но даже в этом расхожем изречении материалистов, которые готовы самые
поразительные вещи объявить совершенно естественными, а самые естественные
находят порой невероятными и вульгарными, — продолжал Отмар,сокрыта очень
точная аллегория.
— И какой же смысл ты намерен отыскать в этой старой затасканной поговорке?
— зевая, спросила Мария.
Отмар, смеясь, ответил ей словами Просперо:
— «Приподними же занавес ресниц, взгляни туда»*. Дорогая Мария, не будь ты
сейчас столь сонной, ты, уверен, догадалась бы, что, поскольку речь идет о
самом удивительном и восхитительном из всех явлений человеческой жизни — о сне,
то и я, когда его сравнивают с пеной, тоже, конечно, думаю о самом благородном,
что только есть на свете. И это, разумеется, пена искрящегося, шипучего
шампанского, которое и ты порой не гнушаешься пригубить, хотя обычно, как то и
подобает девице, с презрением отвергаешь все прочие вина. Взгляни же на тысячи
крошечных пузырьков, которые, искрясь, поднимаются в бокале и пенятся на
поверхности: это духи, нетерпеливо рвущиеся из земных пут; так проявляет себя в
пене высшее духовное начало, которое, освободившись от гнета всего
материального и вольно расправив крылья, радостно сливается в далеких всем нам
предуготованных небесных сферах с родственным ему высшим духом, распознавая и
постигая, как нечто давно ему знакомое, глубочайший смысл самых удивительных
явлений. А посему и из пены может родиться сновидение, в котором, покуда сон
сковывает нашу внешнюю жизнь, радостно и свободно бурлят наши жизненные силы и
пробуждается более возвышенная внутренняя жизнь, и тогда мы не просто
предугадываем, но и познаем явления обычно сокрытого от нас мира духов и даже
воспаряем над временем и пространством.
— Мне чудится, — прервал его барон, словно очнувшийся от воспоминаний, в
которые погрузился, — будто я слышу речи твоего друга Альбана. Вы знаете, что я
всегда был и буду вашим закоренелым противником; так вот, то, что ты сейчас тут
высказал, звучит весьма красиво и, спору нет, придется по вкусу всяким
сентиментальным, чувствительным натурам, но оно ложно уже хотя бы в силу своей
однобокости. Если согласиться с тем, что ты столь увлеченно вещал о связи с
миром духов и еще бог знает с чем, то пришлось бы признать, что сон непременно
погружает человека в наиблаженнейшее состояние; однако те сны, которые я назвал
странными, ибо некий случай позволил им оказать влияние на мою жизнь — случаем
я называю определенное стечение чужеродных обстоятельств, образующих единое
явление, — те сны, уверяю вас, были не просто неприятными, но столь
мучительными, что я порою буквально заболевал от них, хотя и не слишком
задумывался по их поводу, ибо в те времена еще не было моды гоняться за тем,
что природа мудро сокрыла от нас.
— Любезный батюшка, вам хорошо известны наши с Альбаном воззрения на то, что
вы зовете случаем, стечением обстоятельств и тому подобным. А что касается моды
на размышления, то пусть мой любезный батюшка вспомнит, что мода эта весьма
древняя и коренится в самой природе человека. Ученики в Саисе*…
— Довольно, — прервал его барон, — не стоит продолжать разговор, уклониться
от которого у меня сегодня есть много причин, тем более что я вовсе не склонен
разделять с тобой твой бьющий через край восторг перед всем чудесным. Не стану
скрывать, что именно сегодня, девятого сентября, меня преследует одно
воспоминание юности, от которого мне никак не отделаться; и если я поведаю вам
об этом приключении, то Отмар, конечно, отыщет в нем подтверждение того, как
сон или сновидение, совершенно особым образом связанное с реальностью, оказало
на меня чрезвычайно неприятное воздействие.
— Быть может, любезный батюшка, — сказал Отмар, — вы поможете нам с Альбаном
и внесете достойную лепту в собрание многочисленных фактов, подтверждающих
выдвинутую ныне теорию магнетизма*, которая основывается на исследовании сна и
сновидений.
— Уже само слово «магнетизм» заставляет меня содрогнуться, — рассердился
барон, — но каждому свое, и бог с вами, ежели природа терпит, как вы своими
неуклюжими руками пытаетесь сорвать с нее покров, и не карает вас за это
смертью.
. . .
Скачать и прочитать весь текст - 38,3 Кб в zip-архиве |
|