Чехов Антон
Павлович. Крыжовник
Еще с раннего утра все небо обложили дождевые тучи; было тихо, не жарко и
скучно, как бывает в серые пасмурные дни, когда над полем давно уже нависли
тучи, ждешь дождя, а его нет. Ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии
Буркин уже утомились идти, и поле представлялось им бесконечным. Далеко впереди
еле были видны ветряные мельницы села Мироносицкого, справа тянулся и потом
исчезал далеко за селом ряд холмов, и оба они знали, что это берег реки, там
луга, зеленые ивы, усадьбы, и если стать на один из холмов, то оттуда видно
такое же громадное поле, телеграф и поезд, который издали похож на ползущую
гусеницу, а в ясную погоду оттуда бывает виден даже город. Теперь, в тихую
погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иваныч и Буркин
были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как
прекрасна эта страна.
— В прошлый раз, когда мы были в сарае у старосты Прокофия, — сказал Буркин,
— вы собирались рассказать какую-то историю.
— Да, я хотел тогда рассказать про своего брата.
Иван Иваныч протяжно вздохнул и закурил трубочку, чтобы начать рассказывать,
но как раз в это время пошел дождь. И минут через пять лил уже сильный дождь,
обложной, и трудно было предвидеть, когда он кончится. Иван Иваныч и Буркин
остановились в раздумье; собаки, уже мокрые, стояли, поджав хвосты, и смотрели
на них с умилением.
— Нам нужно укрыться куда-нибудь, — сказал Буркин.
— Пойдемте к Алехину. Тут близко.
— Пойдемте.
Они свернули в сторону и шли все по скошенному полю, то прямо, то забирая
направо, пока не вышли на дорогу. Скоро показались тополи, сад, потом красные
крыши амбаров; заблестела река, и открылся вид на широкий плес с мельницей и
белою купальней. Это было Софьино, где жил Алехин.
Мельница работала, заглушая шум дождя; плотина дрожала. Тут около телег
стояли мокрые лошади, понурив головы, и ходили люди, накрывшись мешками. Было
сыро, грязно, неуютно, и вид у плеса был холодный, злой. Иван иваныч и Буркин
испытывали уже чувство мокроты, нечистоты, неудобства во всем теле, ноги
отяжелели от грязи, и когда, пройдя плотину, они поднимались к господским
амбарам, то молчали, точно сердились друг на друга.
В одном из амбаров шумела веялка; дверь была открыта и из нее валила пыль.
На пороге стоял сам Алехин, мужчина лет сорока,, высокий, полный, с длинными
волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика. На нем
была белая, давно не мытая рубаха с веревочным пояском, вместо брюк кальсоны, и
на сапогах тоже налипли грязь и солома. Нос и глаза были черны от пыли. Он
узнал Ивана Иваныча и Буркина и, по-видимому, очень обрадовался.
— Пожалуйте, господа, в дом, — сказал он, улыбаясь. — Я сейчас, сию минуту.
Дом был большой, двухэтажный. Алехин жил внизу, в двух комнатах со сводами и
с маленькими окнами, где когда-то жили приказчики; тут была обстановка простая,
и пахло ржаным хлебом, дешевою водкой и сбруей. Наверху же, в парадных комнатах,
он бывал редко, только когда приезжали гости. Ивана Иваныча и Буркина
встретила в доме горничная, молодая женщина, такая красивая, что они оба разом
остановились и поглядели друг на друга.
— Вы не можете себе представить, как я рад видеть вас, господа, — говорил
Алехин, входя за ними в переднюю. — Вот не ожидал! Пелагея, — обратился он к
горничной, — дайте гостям переодеться во что-нибудь. Да кстати и я переоденусь.
Только надо сначала пойти помыться, а то я, кажется, с весны не мылся. Не
хотите ли, господа, пойти в купальню, а тут пока приготовят.
Красивая Пелагея, такая деликатная и на вид такая мягкая, принесла простыни
и мыло, и Алехин с гостями пошел в купальню.
— Да, давно я уже не мылся, — говорил он, раздеваясь. — Купальня у меня, как
видите, хорошая, отец еще строил, но мыться как-то все некогда.
Он сел на ступеньке и намылил свои длинные волосы и шею, и вода около него
стала коричневой.
— Да, признаюсь… — проговорил Иван иваныч, значительно глядя на его голову.
— Давно я уже не мылся… — повторил Алехин конфузливо и еще раз намылился, и
вода около него стала темно-синей, как чернила.
Иван Иваныч вышел наружу, бросился в воду с шумом и поплыл под дождем,
широко взмахивая руками, и от него шли волны, и на волнах качались белые лилии;
он доплыл до самой середины плеса и нырнул, и через минуту показался на другом
месте и поплыл дальше, и все нырял, стараясь достать дна. «Ах, боже мой… —
повторял он, наслаждаясь. — Ах, боже мой…» Доплыл до мельницы, о чем-то
поговорил там с мужиками и повернул назад, и на середине плеса лег, подставляя
свое лицо под дождь. Буркин и Алехин оделись и собрались уходить, а он все
плавал и нырял.
— Ах, боже мой… — говорил он. — Ах, господи помилуй.
— Будет вам! — крикнул ему Буркин.
Вернулись в дом. И только когда в большой гостиной наверху зажгли лампу, и
Буркин и Иван Иваныч, одетые в шелковые халаты и теплые туфли, сидели в креслах,
а сам Алехин, умытый, причесанный, в новом сюртуке, ходил по гостиной, видимо
с наслаждением ощущая тепло, чистоту, сухое платье, легкую обувь, и когда
красивая Пелагея, бесшумно ступая по ковру и мягко улыбаясь, подавала на
подносе чай с вареньем, только тогда Иван Иваныч приступил к рассказу, и
казалось, что его слушали не одни только Буркин и Алехин, но также старые и
молодые дамы и военные, спокойно и строго глядевшие из золотых рам.
— Нас два брата, — начал он, — я, Иван Иваныч, и другой — Николай Иваныч,
года на два помоложе. Я пошел по ученой части, стал ветеринаром, а Николай уже
с девятнадцати лет сидел в казенной палате. Наш отец Чимша-Гималайский был из
кантонистов, но, выслужив офицерский чин, оставил нам потомственное дворянство
и именьишко. После его смерти именьишко у нас оттягали за долги, но, как бы ни
было, детство мы провели в деревне на воле. Мы, все равно как крестьянские дети,
дни и ночи проводили в поле, в лесу, стерегли лошадей, драли лыко, ловили рыбу
и прочее тому подобное… А вы знаете, кто хоть раз в жизни поймал ерша или видел
осенью перелетных дроздов, как они в ясные, прохладные дни носятся стаями над
деревней, тот уже не городской житель, и его до самой смерти будет потягивать
на волю. Мой брат тосковал в казенной палате. Годы проходили, а он все сидел на
одном месте, писал все те же бумаги и думал все об одном и том же, как в
деревню. И эта тоска у него мало-помалу вылилась в определенное желание, в
мечту купить себе маленькую усадебку где-нибудь на берегу реки или озера.
Он был добрый, кроткий человек, я любил его, но этому желанию запереть себя
на всю жизнь в собственную усадьбу я никогда не сочувствовал. Принято говорить,
что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а
не человеку. И говорят также теперь, что если наша интеллигенция имеет
тяготение к земле и стремится в усадьбы, то это хорошо. Но ведь эти усадьбы те
же три аршина земли. Уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить
и прятаться у себя в усадьбе — это не жизнь, это эгоизм, лень, это своего рода
монашество, но монашество без подвига. Человеку нужно три аршина земли, не
усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог проявить все
свойства и особенности свободного духа.
. . .
Скачать и прочитать весь текст - 9,67 Кб в zip-архиве |
|