Юридическая компания "Петролекс"Юридические и деловые услуги
  БИБЛИОТЕКА КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
библиотека проза поэзия религия наука, образование словари, энциклопедии юмор разное отдохнем от дел Петролекс

Шекспир Вильям. Поэмы, сонеты и стихотворения

   А.Аникст. Поэмы, сонеты и стихотворения Шекспира
   Сонеты (перевод С.Степанова)
   Сонеты (в переводе А.М.Финкеля)
   Восемь сонетов (пер.Б.Лейви)
   Сонеты (перевод: Н.В.Гербель)
   Сонеты (в переводе Маршака)
   А.Аникст.
   Поэмы, сонеты и стихотворения Шекспира
  Шекспир как поэт
 Стало привычным говорить о многосторонности творчества Шекспира, но его
самого обычно представляют себе очень цельной личностью. Между тем его жизнь
была так же  многогранна,  как  и  созданные  им  произведения.  Можно  даже
сказать, что у него была не одна, а несколько жизней.  Один  Шекспир  -  это
тот, который был сыном, влюбленным, мужем, отцом и другом.  Но  об  этом  мы
знаем меньше всего. Его личная жизнь осталась для нас  загадкой.  Мы  больше
знаем  о  другом  Шекспире   -   деловом   человеке,   который   вступил   в
самостоятельную жизнь почти без всяких средств и должен был  упорным  трудом
зарабатывать для поддержания семьи. От  этого  Шекспира  остались  купчие  и
закладные, исковые заявления в суд, инвентарные описи  и  прочие  документы,
связанные с приобретением имущества и денежными операциями. Этот Шекспир был
совладельцем театра и выступал на сцене как  актер.  Была  у  него  и  жизнь
человека театральных подмостков, с ее  профессиональными  заботами,  мелкими
дрязгами, привычкой преображаться, быть на виду  у  тысяч  глаз,  испытывать
восторг от сценических удач, а может быть, и горечь освистанного актера.
 Об этих трех жизнях Шекспира мы знаем сравнительно немного, да и то они
вызывают интерес лить в той мере, в какой могли бы помочь понять главную его
жизнь, благодаря которой он для нас  существует,  -  жизнь  драматурга.  Наш
Шекспир - это создатель огромного мира людей,  испытывающих  все  радости  и
страдания, какие могут выпасть на долю человека. И был еще  один  Шекспир  -
поэт, служитель муз и Аполлона.
 Но разве Шекспир-драматург не был также и поэтом?
 Уже в первых пьесах  Шекспира  мы  встречаемся  с  ним  как  с  поэтом.
Описания пейзажа, душевные излияния, рассказы о прошлом,  вложенные  в  уста
действующих лиц, представляют  собой  стихотворения  и  небольшие  поэмы,  а
каждая драма в целом - поэму драматическую. Персонажи  пьес  говорят  белыми
стихами,  изредка  рифмуя  отдельные  строки,  а  в  комедиях,  например   в
"Бесплодных усилиях любви", есть даже рифмованные стихи  и  сонеты,  которые
сочиняют герои.
 Поэтическое  дарование  составляло  в  эпоху  Возрождения   необходимую
предпосылку для того, чтобы стать  драматургом.  Начиная  со  средних  веков
пьесы всегда писались в стихах. Возрождение только изменило характер стихов,
какими писались драмы. Миракли, мистерии, моралите и интерлюдии сочинялись в
рифмованных стихах, но подлинной поэзии в них почти не было. Истинную поэзию
в английскую драму эпохи Возрождения внес Кристофер Марло.  Он  преобразовал
драматическое искусство в первую очередь  тем,  что  поднял  его  на  высоту
поэзии. Он отверг рифму и ввел в драму белый стих,  в  котором  громоподобно
зазвучали великие страсти этого  необыкновенного  времени.  Рифма  сковывала
драму. Марло освободил ее от цепей, и она вознеслась на крыльях  фантазии  к
высотам поэзии. Пожалуй, мы не погрешим, сказав, что  Марло  был  в  большей
степени поэтом, чем драматургом, и его пьесы подобны  драматическим  поэмам.
Тонким лириком был и Роберт Грин. Вставные песни из его пьес  принадлежат  к
числу лучших образцов поэзии английского Возрождения.
 Публика шла в театр не только наблюдать действие  драм,  но  и  слушать
прекрасную поэзию, к которой ее приохотили драматурги. Они состязались между
собой  в  красотах  стиля,  используя  весь  арсенал  средств   образной   и
риторической речи. Совместными усилиями они создали язык поэтической  драмы,
далекий от повседневной речи, потому что им надо было  выразить  грандиозные
порывы, смутные  предчувствия  и  великие  идеи,  невыразимые  обыкновенными
словами.
 Когда Шекспир вступил на драматургическое поприще, он сразу же  показал
себя мастером, чей стих не уступал поэзии Марло, Грина, Пиля  и  других  его
непосредственных предшественников. Недаром Грин в своем известном  отзыве  о
Шекспире, который является  первым  литературным  свидетельством  о  великом
драматурге, браня его "вороной-выскочкой", писал  о  том,  что  этот  актер,
рядящийся "в чужие перья", "думает, будто он также  способен  греметь  белым
стихом", как и драматурги, изучившие поэзию в университетах.
 Шекспир действительно поначалу рядился "в чужие  перья",  и  стиль  его
первых  драм  показывает,  что  он  воспользовался  поэтическими  открытиями
предшественников. Какие-то строки в них напоминают то Марло,  то  Грина,  то
Кида настолько, что впоследствии заподозрили, будто ранние пьесы написаны не
им, а кем-то из них, а, может быть, и всеми вместе. На самом же деле Шекспир
просто слился с потоком поэтической драмы тех лет. Не  только  он  похож  на
Марло, Грина или Кида. Они сами, в свою очередь, во многом  похожи  друг  на
друга.
 К сожалению, ничего не известно  о  том,  когда  Шекспир  начал  писать
стихи. Однако совершенно очевидно, что  его  ранние  драмы  не  были  первой
пробой поэтического пера. Трудно поверить в то, что он мог  с  первого  раза
овладеть стихом как настоящий мастер поэтической  драмы.  По-видимому,  трем
частям "Генриха VI" предшествовали какие-то  ранние  поэтические  опыты,  не
дошедшие до нас. В биографических преданиях о Шекспире  не  раз  встречаются
упоминания о том, что в молодости он писал стихи. Так, в известной легенде о
браконьерстве Шекспира есть любопытная  деталь:  озлившись  на  сэра  Томаса
Люси, якобы преследовавшего его за охоту на чужой земле. Шекспир написал  на
своего  обидчика  сатирические  стишки,   которые   развесил   на   столбах.
Браконьерство Шекспира - выдумка. Но доля правды, которая содержится в  ней,
бесспорно состоит в том, что молодой Шекспир писал стихи.
 На более твердой почве мы оказываемся тогда, когда от  подобных  легенд
переходим к фактам, позволяющим выяснить, откуда начался интерес Шекспира  к
поэзии. С ней познакомила его "грамматическая" школа, в которой  он  учился.
Здесь, изучая латынь, школьники  читали  стихи  Овидия,  Вергилия  и  других
римских поэтов. Они заучивали их наизусть,  переводили,  и  можно  с  полной
уверенностью утверждать, что школа открыла юному Шекспиру  мир  поэзии.  Его
любимцем стал  Овидий.  В  многочисленных  пассажах  поэм  и  пьес  Шекспира
встречаются прямые и косвенные отголоски творчества древнеримского поэта.  В
этом отношении Шекспир мало чем отличался от "университетских умов". Подобно
им, он пришел к поэзии через гуманистическую филологию. Если объем школьного
курса  поэзии  уступал  университетской  программе,  то  личная  одаренность
Шекспира и - мы не ошибемся,  сказав  это,  -  увлечение  поэзией  позволили
Шекспиру сначала  догнать,  а  затем  превзойти  своих  более  эрудированных
собратьев по перу. Он усвоил не только уроки, вынесенные из школы, но и все,
чем была богата отечественная поэзия от Чосера до Спенсера.

. . .

Скачать и прочитать весь текст - 202 Кб в zip-архиве

Юридические услуги - регистрация ООО, ИП, фирм, предприятий в Санкт-Петербурге

Трудовая миграция, патенты, разрешения на работу, регистрация иностранцев, приглашения и визы в Россию

Бюро переводов - переводы документов с/на иностранные языки. Апостиль.

 
 
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту страницу:

ГлавнаяРегистрация фирм и ИПМиграция, визыБухгалтерияУслуги гражданамБюро переводовПечатиЭлектроизмеренияКонтакты

© "Петролекс" 1996 - 2017   Рейтинг@Mail.ru