Глава 6.11. Налоговый учет.
Во избежание путаницы, в начале данной главы сразу разъясним, что налоговый учет и бухгалтерский учет, о котором шла речь в двух предыдущих главах - это разные виды учета.
Если бухгалтерский учет служит в основном для составления объективной картины финансового состояния предприятия, то цель налогового учета -
определение налоговой базы по налогам, которые обязано уплачивать предприятие в соответствии с избранной им системой налогообложения, на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с установленным законодательством порядком.
Под первичными здесь подразумеваются документы, используемые в каждодневной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, составляемые в связи с совершением ими различных
хозяйственных операций - например, договоры, счета-фактуры, накладные, акты сдачи-приемки, приходные и расходные кассовые ордера и т.п.
Если в бухгалтерском учете данные из первичных документов записываются на бухгалтерских счетах методом двойной записи (см. главу 6.9),
то в налоговом учете эти данные учитываются в специальных налоговых регистрах.
Регистры налогового учета - это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных определенным образом, без распределения по счетам бухгалтерского учета.
В свою очередь, данные налогового учета - это данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтерии и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.
Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм. В некоторых случаях (например, для расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций, применяющих общую систему налогообложения) налогоплательщик имеет право разрабатывать формы налоговых регистров самостоятельно,
в других же случаях их форму утверждены Министерством финансов РФ, и применение этих форм является обязательным.
В качестве примера налоговых регистров, для которых имеются утвержденные формы, можно привести Книгу покупок и Книгу продаж, используемые для
учета счетов-фактур и расчета налога на добавленную стоимость.
А как обстоит ситуация с налоговым учетом в малом бизнесе, в основном использующем УСН ("упрощенку")? Оказывается, составлять регистры налогового учета необходимо и "малышам" - для них
таким регистром является утвержденная Минфином Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Подробнее о порядке ведения налогового учета при работе на упрощенной системе налогообложения мы расскажем в следующей главе,
в которой Вы также сможете ознакомиться с формой Книги учета доходов и расходов.
Стоит отметить, что стоимость патента, уплачиваемая налогоплательщиками, использующими патентную систему налогообложения, не зависит от их финансовых показателей. Казалось бы,
вести Книгу учета доходов им, вроде бы, незачем. Однако законодатель решил иначе - в статье 346.53 Налогового кодекса указано, что индивидуальные предприниматели, работающие "на патенте",
ведут учет доходов от реализации в Книге учета доходов индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения.
Очевидно, такое решение продиктовано необходимостью отслеживать, не достиг ли доход ИП с начала календарного года максимально допустимой суммы (60 миллионов рублей), при превышении которой
не разрешено использовать данный налоговый режим.