Глава 5.2. Кассовые документы.
Кассовыми являются документы, которые необходимо оформлять в связи с движением наличных денежных средств и функционированием кассы юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Напомним, согласно Указанию Банка России от 11.03.2014 N 3210-У, индивидуальные предприниматели освобождены от обязанности ведения кассовых документов, но имеют право
делать это добровольно, что на самом деле очень желательно, во избежание путаницы в делах.
Формы кассовых документов утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 No 88 (с последующими изменениями) "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".
Ниже мы приводим образцы бланков кассовых документов и цитируем их описания в соответствии с указанным Постановлением.
а) Приходный кассовый ордер.
Применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации как в условиях методов ручной обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники. Приходный кассовый ордер выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным.
Примечание автора: при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтерской службы приходный кассовый ордер может быть подписан за главного бухгалтера руководителем организации или лично индивидуальным предпринимателем. Если они при этом совмещают обязанности кассира, то также расписываются и за кассира.
Данное замечание справедливо не только для приходного кассового ордера, но и для всех остальных кассовых документов.
Квитанция к приходному кассовому ордеру подписывается главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, и кассиром, заверяется печатью (штампом) кассира и регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма N КО-3) и выдается на руки сдавшему деньги, а приходный кассовый ордер остается в кассе.
В приходном кассовом ордере и квитанции к нему:
по строке "Основание" указывается содержание хозяйственной операции;
по строке "В том числе" указывается сумма НДС, которая записывается цифрами, а в случае, если продукция, работы, услуги не облагаются налогом, делается запись "без налога (НДС)".
В приходном кассовом ордере по строке "Приложение" перечисляются прилагаемые первичные и другие документы с указанием их номеров и дат составления. В графе "Кредит, код структурного подразделения" указывается код структурного подразделения, на которое приходуются денежные средства".
б) Расходный кассовый ордер.
Применяется для оформления выдачи наличных денег из кассы организации как в условиях традиционных методов обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники. Выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается руководителем организации и главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма N КО-3).
В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах (заявлениях, счетах и др.) имеется разрешительная надпись руководителя организации, подпись его на расходных кассовых ордерах необязательна.
В расходном кассовом ордере по строке "Основание" указывается содержание хозяйственной операции, а по строке "Приложение" перечисляются прилагаемые первичные и другие документы с указанием их номеров и дат составления.
в) Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов.
Применяется для регистрации бухгалтерией приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов платежных (расчетно - платежных) ведомостей, заявлений на выдачу денег, счетов и др. до передачи в кассу организации. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно - платежных) ведомостях на оплату труда и других, приравненных к ней платежей, регистрируются после их выдачи.
г) Кассовая книга.
Применяется для учета поступлений и выдач наличных денег организации в кассе. Кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана печатью на последней странице, где делается запись "В этой книге пронумеровано и прошнуровано _______ листов". Общее количество прошнурованных листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации.
Каждый лист кассовой книги состоит из 2-х равных частей: одна из них (с горизонтальной линовкой) заполняется кассиром как первый экземпляр, вторая (без горизонтальных линеек) заполняется кассиром как второй экземпляр с лицевой и оборотной стороны через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными, они служат отчетом кассира и до конца операций за день не отрываются.
Записи кассовых операций начинаются на лицевой стороне неотрывной части листа после строки "Остаток на начало дня".
Предварительно лист сгибают по линии отреза, подкладывая отрывную часть листа под часть листа, которая остается в книге. Для ведения записей после "Переноса" отрывную часть листа накладывают на лицевую сторону неотрывной части листа и продолжают записи по горизонтальным линейкам оборотной стороны неотрывной части листа.
д) Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.
Применяется для учета денег, выданных кассиром из кассы организации другим кассирам или доверенному лицу (раздатчику), а также учета возврата наличных денег и кассовых документов по произведенным операциям.
Помимо документов, которые официально отнесены к кассовым вышеуказанным Постановлением Госкомстата, также считаем необходимым привести в данной главе образец еще одного документа,
который обязательно будет использоваться Вами при работе с денежной наличностью - авансового отчета.
е) Авансовый отчет.
Применяется для учета денежных средств, выданных подотчетным лицам на административно-хозяйственные расходы.
Составляется в одном экземпляре подотчетным лицом и работником бухгалтерии.
Авансовый отчет может составляться на бумажном и машинном носителях информации.
На оборотной стороне формы подотчетное лицо записывает перечень документов, подтверждающих произведенные расходы (командировочное удостоверение, квитанции, транспортные документы, чеки ККМ, товарные чеки и другие оправдательные документы), и суммы затрат по ним (графы 1 - 6). Документы, приложенные к авансовому отчету, нумеруются подотчетным лицом в порядке их записи в отчете.
В бухгалтерии проверяются целевое расходование средств, наличие оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы, правильность их оформления и подсчета сумм, а также на оборотной стороне формы указываются суммы расходов, принятые к учету (графы 7 - 8), и счета (субсчета), которые дебетуются на эти суммы (графа 9).
Реквизиты, относящиеся к иностранной валюте (строка 1а лицевой стороны формы и графы 6 и 8 оборотной стороны формы), заполняются лишь в случае выдачи подотчетному лицу денежных средств в иностранной валюте в соответствии с установленным порядком, согласно действующему законодательству Российской Федерации.
Проверенный авансовый отчет утверждается руководителем или уполномоченным на это лицом и принимается к учету. Остаток неиспользованного аванса сдается подотчетным лицом в кассу организации по приходному кассовому ордеру в установленном порядке. Перерасход по авансовому отчету выдается подотчетному лицу по расходному кассовому ордеру.
На основании данных утвержденного авансового отчета бухгалтерией производится списание подотчетных денежных сумм в установленном порядке.
В заключении расскажем о нескольких простых, но важных правилах при заполнении кассовых документов:
1. Сумма прописью в документах всегда указывается с заглавной (большой) буквы, копейки допустимо писать цифрами (например, Двадцать тысяч рублей 14 копеек).
2. Документы можно как заполнять от руки, так и распечатывать с помощью принтера.
3. Исправления в документах допускаются, при условии, что они внесены следующим образом: неверная запись должна быть аккуратно зачеркнута одной линией, рядом (если возможно над зачеркнутой записью)
вписывается верная запись и делается приписка: "Исправленному верить", "Верно", "Зачеркнутое недействительно" или аналогичная, а также рядом проставляются подписи руководителя организации (либо индивидуального
предпринимателя) и главного бухгалтера (при наличии).
4. Подчистки, помарки, замазывание ошибок белой краской "штрих" и тому подобные методы исправления записей недопустимы и делают документ недействительным.