Глава 2. Работа с договорами.
Вы успешно зарегистрировали свой бизнес и выполнили все "послерегистрационные" процедуры (открыли счет, получили, если
это необходимо, лицензию и т.п.) - можно приступать к работе! В процессе ведения бизнеса Вам предстоит взаимодействовать
со множеством людей и организаций - как принято говорить в бизнес-среде - контрагентов или партнеров. Вашими контрагентами
могут быть покупатели, заказчики, клиенты, поставщики товаров, подрядчики, выполняющие для Вас какие-либо работы и т.п.
Вы можете возразить: "Зачем заострять на этом внимание? Я и в обычной жизни общаюсь со многими людьми, в том числе и с предпринимателями - опыт есть..."
Однако речь в данной главе пойдет не об общении и не о бизнес-этике (хотя коммуникабельность и умение вести деловые переговоры - безусловно,
важные качества). Здесь Вы узнаете, что любые отношения в бизнесе, любые взаимные обязательства контрагентов необходимо
оформлять официальными документами - договорами.
О том, что такое договор, Вы прочитаете в следующей главе. Сейчас же давайте вспомним, что бизнес - это деятельность,
целью которой является получение прибыли. Размер Вашей прибыли, конечно, зависит от многих причин, но в немалой степени и от того,
насколько грамотно составлены договоры между Вами и Вашими партнерами - не прописаны ли в них "неподъемные" штрафные санкции, нет ли "лазеек", позволяющих
контрагенту на вполне законом основании отказаться от оплаты оказанных Вами услуг (например, в случае нарушения срока их оказания), и т.п. Бизнес - это
жесткая конкурентная среда, в которой дружеские чувства и устные договоренности в большинстве случаев отступают на второй план. Поэтому наивно
надеяться, что Ваши контрагенты будут указывать Вам на ошибки в договорной документации, поправлять Вас и делать какую-то скидку на неопытность.
Напротив, многие поспешат воспользоваться ситуацией, чтобы получить из заключенного с Вами договора
максимальную выгоду для себя, взыскать с Вас все предусмотренные договором штрафы, пени и пр., возможно, даже через суд.
Но всех этих неприятностей можно избежать, если ответственно относиться к работе с договорами и не заниматься бездумным копированием
типовых бланков договоров из интернета. Оптимальный вариант - заказ формы договора у профессионального юриста, который учтет специфику Вашей деятельности. Если же
Вы решили "довести до ума" текст договора самостоятельно, взяв за основу какую-нибудь типовую форму, то обязательно:
- откройте часть вторую Гражданского кодекса РФ, найдите в ней главу, в которой говорится о договорах необходимого Вам вида (например, купли-продажи, поставки, подряда...) и
проверьте, соответствует ли Ваш текст законодательству;
- обратите внимание, четко ли прописаны ли все права и обязанности сторон и существенные моменты отношений между Вами и контрагентом, нет ли возможности уклонения от выполнения обязательств и т.п.
Договоры - это кирпичики, из которых Вы будете строить свой бизнес. Помните, что от качества этих кирпичиков зависит прочность всего здания.