Писарев
Дмитрий Иванович. Дворянское
гнездо
Сочинения в четырех томах. Том 1. Статьи и рецензии 1859-1862
М., Государственное издательство художественной литературы, 1955
Роман И. С. Тургенева
Вопрос о том, что должны и что могут читать девицы, до сих пор не вполне
решен, несмотря на его важность в деле женского воспитания. Есть много
замечательных художественных произведений, которые, представляя жизнь как она
есть, рассматривая и обсуживая явления современности, отыскивая в них
общечеловеческую сторону, объясняя их историческим развитием народности,
заслуживают полного внимания всякого просвещенного человека и удовлетворяют
веем требованиям самой тонкой эстетической критики. Чтение таких произведений
необходимо для всестороннего образования как мужчины, так и женщины; а между
тем часто случается, что в подобных произведениях есть две-три сцены, слишком
откровенно разоблачающие несовершенства жизни и слабости человеческой природы.
Тут потребности умственной жизни сталкиваются и приходят в борьбу с понятиями,
принятыми в обществе и освященными временем, - рождается вопрос: читать или не
читать девушке такое произведение? и вопрос этот решается различно, смотря по
взгляду на вещи родителей и воспитателей. Иногда пуризм доходит до таких
размеров, что из рук девушки вырывают всякий роман, всякую книгу, в которой
встречается слово "любовь"; при этом обыкновенно обращают преимущественное
внимание не на мысль, не на направление книги, а на внешнюю форму, на слова и
выражения. Согласить подобные мнения, еще живущие в нашем обществе, с сколько-
нибудь жизненным взглядом на образование и на ту роль, которую должно играть в
образовании чтение, невозможно; идти прямо наперекор принятым понятиям общества,
не обращать на них никакого внимания также нельзя. Этим можно только возбудить
недоверие и озлобление в приверженцах прежнего порядка вещей; их нужно убеждать
разумными доводами, а не раздражать смелыми, но бесполезными выходками. Что же
остается делать, встречаясь с такими произведениями, каково, например, "
Дворянское гнездо", последний роман И. С. Тургенева? Помещено в январской
книжке "Современника" нынешнего года, а теперь вышло особою книгой. Пройти его
молчанием нельзя, во имя любви к нашей словесности, во имя того, что "
Дворянское гнездо" вместе с "Рудиным" представляет собою полный результат
художественнойдеятельностиодногоизнаших первоклассных писателей.
Рекомендовать его для чтения девицам трудно: в положении главных действующих
лиц, в самой завязке романа много горькой жизненной истины. А что слишком
истинно, то, как известно, принято до времени скрывать. Находясь в подобном
затруднительном положении, мы решились выбрать среднюю дорогу. Мы указали
родителям и воспитателям на те препятствия, которые могут встретиться при
чтении "Дворянского гнезда"; теперь мы постараемся в нашем отчете, минуя
частности и подробности, показать, почему необходимо познакомить девиц с этим
во всех отношениях замечательным произведением. И. С. Тургенев, как известно,
вероятно, всем нашим читательницам, знакомым с "Записками охотника", с "Рудиным",
с "Затишьем", с "Муму", с "Асею", - истинный художник, и художник
преимущественно русский. Русская национальность выражается как в создавании
русских типов, так и в отношении самого художника к создаваемым им типам.
Действующие лица повестей и рассказов Тургенева живут одною жизнью с своим
автором. Выразимся точнее: у каждого из выведенных лиц есть что-то общее с
автором, какая-нибудь точка соприкосновения: в понимании вещей, в складе ума
представляемых личностей есть такие оригинальные черты, такие неуловимые, но
характеристичные частности, которые вырабатывает только русская жизнь, которые
может оценить и подметить только человек, сжившийся с этою жизнью, одаренный
тем же национальным складом ума, перечувствовавший на себе интересы и
стремления, волновавшие русское общество, и притом перечувствовавший их так,
как чувствует и воспринимает их русский человек. Знание русской жизни, и притом
знание не книжное, а опытное, вынесенное из действительности, очищенное и
осмысленное силою таланта и размышления, оказывается во всех, произведениях
Тургенева и особенно ярко выразилось в "Дворянском гнезде", самом стройном и
законченном из его созданий. Все действующие лица его романа, начиная от
русской девушки Лизы и кончая русским лакеем старых времен Антоном, в высшей
степени оригинальны и жизненны; все они созданы из тех элементов, которые все
мы знаем и из которых, со времени реформы Петра, мало-помалу слагается наша
общественная и частная жизнь. Все они - представители настоящего или
непосредственного прошедшего. Есть между ними и лучшие люди, есть и дюжинные;
но ни один из них не обогнал своего века, ни один, подобно Штольцу, не является
предвестником будущего, и, следовательно, ни одного из них нельзя, подобно
Штольцу, упрекнуть в том, что он лицо, произвольно созданное автором из таких
элементов, которые еще не сделались достоянием нашей жизни. Тургенев в своем
романе не говорит нам о том, что должно быть; он представляет нам то, что есть.
Дидактизма нет и тени; а между тем "Дворянское гнездо" - вполне поучительный
роман: он рисует современную жизнь, оттеняет ее хорошие и дурные стороны,
объясняет происхождение выведенных явлений и вызывает читателя на серьезные и
плодотворные размышления. Когда мы изучаем историю, нам редко удается заглянуть
в душу людей известной эпохи, не всегда удается перенестись в круг их понятий,
объяснить себе, как смотрят они на себя, на мир, на свои отношения к обществу,
к семейству и к человечеству. Такие черты не заносятся в летописи, где
говорится только о войнах, мирных договорах и действиях государей. Внутренняя,
духовная жизнь эпохи может отразиться только в художественном произведении. На
этом основании некоторые подобные произведения стоят наряду с драгоценнейшими
историческими памятниками. К числу таких произведений можно отнести "Евгения
Онегина", "Героя нашего времени", "Мертвые души", "Обломова" и "Дворянское
гнездо". Онегин, Печорин и Обломов воплотили в себе различные фазы болезни века,
поражавшей лучших представителей прошлого поколения; "Мертвые души" и "
Дворянское гнездо" представили в ряде свежих, жизненных картин быт и понятия
среднего класса нашего общества. "Мертвые души" обнимают собою преимущественно
отрицательные явления этой жизни, ее "бедность, да бедность, да несовершенства";
"Дворянское гнездо" берет ее лучших представителей и показывает нам, что в них
есть хорошего и чего недостает, что следовало бы добавить и исправить. В
названных нами произведениях высказалась вторая четверть XIX столетия; в них
прослежен весь процесс внутренней жизни и развития нашего общества в этот
период времени.
Приступим теперь к изложению мысли автора, выраженной им в выборе и
группировке главных действующих лиц романа. Не имея возможности касаться всех
личностей и положений, мы ограничимся анализом трех характеров, в которых, по
нашему мнению, довольно полно и ясно выразилась основная мысль. Мы будем
говорить только о Паншине, о Лаврецком и о Лизе, упоминая об остальных
личностях настолько, насколько они оттеняют или объясняют собою черты их
характера или процесс, их развития.
. . .
Скачать и прочитать весь текст - 19,2 Кб в zip-архиве |
|