Юридическая компания "Петролекс"Юридические и деловые услуги
  БИБЛИОТЕКА КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
библиотека проза поэзия религия наука, образование словари, энциклопедии юмор разное отдохнем от дел Петролекс

Писарев Дмитрий Иванович. Дворянское гнездо

   Сочинения в четырех томах. Том 1. Статьи и рецензии 1859-1862
   М., Государственное издательство художественной литературы, 1955
   Роман И. С. Тургенева
   Вопрос о том,  что должны и  что могут читать  девицы, до сих  пор не  вполне
решен,   несмотря   на   его   важность   в деле женского воспитания. Есть много
замечательных художественных произведений,  которые, представляя  жизнь как  она
есть,   рассматривая   и   обсуживая   явления   современности,  отыскивая в них
общечеловеческую   сторону,   объясняя   их   историческим развитием народности,
заслуживают полного  внимания  всякого просвещенного  человека  и  удовлетворяют
веем требованиям самой  тонкой эстетической критики.  Чтение таких  произведений
необходимо для всестороннего  образования как  мужчины, так и  женщины; а  между
тем часто случается, что  в подобных произведениях  есть две-три сцены, слишком
откровенно разоблачающие несовершенства жизни  и слабости человеческой  природы.
Тут потребности умственной жизни сталкиваются  и приходят в борьбу с  понятиями,
принятыми в обществе и освященными временем,  - рождается вопрос: читать или  не
читать девушке такое произведение?  и вопрос этот  решается различно, смотря по
взгляду на  вещи  родителей  и  воспитателей. Иногда  пуризм  доходит  до  таких
размеров, что из  рук девушки  вырывают всякий  роман, всякую  книгу, в  которой
встречается слово  "любовь";  при  этом  обыкновенно  обращают  преимущественное
внимание не на мысль, не  на направление книги, а на  внешнюю форму, на слова и
выражения. Согласить подобные мнения, еще  живущие в нашем обществе, с  сколько-
нибудь жизненным взглядом на образование и  на ту роль, которую должно играть в
образовании чтение, невозможно; идти прямо наперекор принятым понятиям общества,
не обращать на них никакого внимания  также нельзя. Этим можно только  возбудить
недоверие и озлобление в приверженцах прежнего порядка вещей; их нужно  убеждать
разумными доводами, а не раздражать  смелыми, но бесполезными выходками. Что  же
остается   делать,   встречаясь   с   такими произведениями, каково, например, "
Дворянское гнездо",  последний  роман  И. С.  Тургенева?  Помещено  в январской
книжке "Современника" нынешнего года, а  теперь вышло особою книгой. Пройти  его
молчанием нельзя,  во  имя  любви  к  нашей словесности,  во  имя  того,  что  "
Дворянское гнездо"  вместе  с  "Рудиным"  представляет  собою  полный  результат
художественнойдеятельностиодногоизнаших первоклассных писателей.
Рекомендовать его для  чтения девицам  трудно: в  положении главных  действующих
лиц, в  самой завязке  романа  много горькой  жизненной  истины. А  что слишком
истинно, то,  как известно,  принято до  времени скрывать.  Находясь в  подобном
затруднительном положении,  мы  решились  выбрать  среднюю  дорогу.  Мы  указали
родителям и  воспитателям  на  те препятствия,  которые  могут  встретиться при
чтении "Дворянского  гнезда";  теперь  мы  постараемся  в  нашем  отчете,  минуя
частности и подробности,  показать, почему необходимо  познакомить девиц с этим
во всех отношениях  замечательным произведением. И.  С. Тургенев, как известно,
вероятно, всем нашим читательницам, знакомым с "Записками охотника", с "Рудиным",
с   "Затишьем",   с   "Муму",   с   "Асею",   -   истинный  художник, и художник
преимущественно русский.  Русская  национальность выражается  как  в  создавании
русских типов,  так и  в  отношении самого  художника  к создаваемым  им типам.
Действующие лица  повестей и  рассказов  Тургенева живут  одною жизнью  с своим
автором. Выразимся  точнее: у  каждого из  выведенных лиц  есть что-то  общее  с
автором, какая-нибудь точка  соприкосновения: в  понимании вещей,  в складе  ума
представляемых личностей  есть такие  оригинальные черты,  такие неуловимые,  но
характеристичные частности, которые вырабатывает  только русская жизнь,  которые
может оценить и  подметить только  человек, сжившийся с  этою жизнью,  одаренный
тем   же   национальным   складом   ума,   перечувствовавший  на себе интересы и
стремления, волновавшие  русское общество,  и притом  перечувствовавший их  так,
как чувствует и воспринимает их русский человек. Знание русской жизни, и  притом
знание не  книжное,  а  опытное, вынесенное  из  действительности,  очищенное и
осмысленное силою  таланта и  размышления,  оказывается во  всех,  произведениях
Тургенева и особенно  ярко выразилось  в "Дворянском гнезде",  самом стройном  и
законченном из  его  созданий.  Все  действующие лица  его  романа,  начиная  от
русской девушки Лизы  и кончая русским  лакеем старых времен  Антоном, в  высшей
степени оригинальны и жизненны;  все они созданы из  тех элементов, которые  все
мы знаем и  из которых,  со времени  реформы Петра,  мало-помалу слагается  наша
общественная   и   частная   жизнь.   Все   они   - представители настоящего или
непосредственного прошедшего. Есть между  ними и лучшие  люди, есть и дюжинные;
но ни один из них не обогнал своего века, ни один, подобно Штольцу, не  является
предвестником будущего,  и,  следовательно, ни  одного  из них  нельзя, подобно
Штольцу, упрекнуть в том,  что он лицо, произвольно  созданное автором из  таких
элементов, которые еще  не сделались  достоянием нашей жизни.  Тургенев в  своем
романе не говорит нам о том, что должно быть; он представляет нам то, что  есть.
Дидактизма нет и  тени; а между  тем "Дворянское гнездо"  - вполне  поучительный
роман: он  рисует  современную жизнь,  оттеняет  ее хорошие  и  дурные стороны,
объясняет происхождение выведенных  явлений и вызывает  читателя на серьезные и
плодотворные размышления. Когда мы изучаем историю, нам редко удается  заглянуть
в душу людей известной эпохи, не  всегда удается перенестись в круг их понятий,
объяснить себе, как смотрят они на себя,  на мир, на свои отношения к  обществу,
к семейству  и  к  человечеству.  Такие  черты  не  заносятся  в  летописи,  где
говорится только о войнах, мирных  договорах и действиях государей.  Внутренняя,
духовная жизнь эпохи может отразиться  только в художественном произведении.  На
этом основании некоторые  подобные произведения стоят  наряду с  драгоценнейшими
историческими памятниками.  К числу  таких произведений  можно отнести  "Евгения
Онегина", "Героя  нашего  времени",  "Мертвые души",  "Обломова"  и  "Дворянское
гнездо". Онегин, Печорин и Обломов воплотили в себе различные фазы болезни века,
поражавшей   лучших   представителей   прошлого   поколения;  "Мертвые души" и "
Дворянское гнездо" представили  в ряде  свежих, жизненных картин  быт и  понятия
среднего класса нашего общества.  "Мертвые души" обнимают собою  преимущественно
отрицательные явления этой жизни, ее "бедность, да бедность, да несовершенства";
"Дворянское гнездо" берет ее лучших представителей  и показывает нам, что в  них
есть хорошего  и  чего недостает,  что  следовало  бы добавить  и  исправить.  В
названных нами произведениях  высказалась вторая  четверть XIX  столетия; в  них
прослежен весь  процесс  внутренней жизни  и  развития нашего  общества  в этот
период времени.
   Приступим   теперь   к   изложению   мысли   автора, выраженной им в выборе и
группировке главных действующих  лиц романа. Не  имея возможности касаться всех
личностей и положений, мы  ограничимся анализом трех  характеров, в которых, по
нашему мнению,  довольно  полно  и  ясно выразилась  основная  мысль.  Мы  будем
говорить только  о  Паншине,  о  Лаврецком  и  о  Лизе,  упоминая  об  остальных
личностях настолько,  насколько  они  оттеняют  или  объясняют  собою  черты  их
характера или процесс, их развития.

. . .

Скачать и прочитать весь текст - 19,2 Кб в zip-архиве

Юридические услуги - регистрация ООО, ИП, фирм, предприятий в Санкт-Петербурге
Бюро переводов - переводы документов с/на иностранные языки. Апостиль.
Получение Свидетельств и справок в органах ЗАГС
 

ГлавнаяРегистрация фирм и ИПМиграция, визыБухгалтерияУслуги гражданамБюро переводовПечатиКонтакты

QR-код © "Петролекс" 1996 - 2024   Top.Mail.Ru
Напишите нам